Как вести бухучет на забалансовых счетах в бюджетном учреждении. Применение забалансовых счетов Ведение забалансовых счетов 17 и 18

Забалансовый счет 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» предназначен для учета (таблица 184):

Поступивших денежных средств на банковские счета учреждения (в разрезе КДБ и КИФ), а также возврата указанных поступлений;

Поступивших денежных средств (возврата указанных поступлений) на лицевой счет учреждения – получателя бюджетных средств, открытый ему органом федерального казначейства (финансовым органом) по учету средств во временном распоряжении;

Поступлений (их возвратов) бюджетных средств от главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств подведомственным им учреждениям на осуществление выплат (в разрезе КРБ и КИФ);

Поступивших денежных средств в кассу учреждения;

Требующих уточнения невыясненных поступлений (операции по уточнению отражаются по счету 17 через уточнение кодов доходов или источников финансирования дефицита бюджета).

Аналитический учет по забалансовому счету 17 может производиться:

В Многографной карточке (ф. 0504054);

В Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051).

После внесения изменений приказом Минфина России № 89н поступление денежных средств в кассу учреждения и возврат этих средств одновременно учитываются на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».

После внесения изменений приказом Минфина России № 89н записи по забалансовому счету 17 производятся также одновременно с отражением поступления денежных средств (возврата этих поступлений) на счет 0 201 34 000 «Касса».

Остатки по забалансовому счету 17 по соответствующим КБК по завершении текущего финансового года на следующий финансовый год не переносятся. Заключение показателей по счету отражается записью со знаком «минус».

Таблица 184

Бухгалтерские записи

по учету поступлений денежных средств на счета учреждения, в кассу учреждения

№ п/п Содержание операций Дебет Кредит
1 Поступление денежных средств на счета РБС, ПБС от ГРБС на выплаты по расходам и (или) источникам финансирования дефицита бюджета, в кассу учреждения Забалансовый счет 17
2 При возврате поступивших на счета учреждения, в кассу учреждения денежных средств Забалансовый счет 17
3 Уточнение невыясненных поступлений:

Забалансовый счет 17

(со знаком «минус»)

- отражение выбытия денежных средств
- отражение поступления денежных средств Забалансовый счет 17
4 Заключение показателей по итогам финансового года Забалансовый счет 17

(со знаком «минус»)

Еще по теме 18.15. Поступления денежных средств на счета учреждения (счет 17):

  1. 5.2. Учет денежных средств учреждений на банковских счетах
  2. 5.3. Учет денежных средств учреждения во временном распоряжении и в пути
  3. 5.7. Учет денежных средств учреждения в иностранной валюте
  4. 5.9. Учет денежных средств на счетах органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов
  5. 5.11. Инвентаризация денежных средств и финансовых вложений
  6. 13.7. Порядок составления отчета о кассовых поступлениях и выбытиях денежных средств
  7. Возврат денежных средств за счет корректировки условий кредити.
  8. Механизм кредитования торговых организаций в виде предоставления кредита при недостатке денежных средств на расчетном (текущем) счете заемщика (овердрафт).

На основании какого нормативного документа в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения» при движении между счетами, счетами и кассой применяются КЭК 510 - по дебету и 610 - по кредиту счета 17?

Если основанием является Письмо Минфина России от 26.06.2012 № 02-06-07/2335, п. 4 и 5 Приложения, то у наших ревизоров возникает вопрос о его актуальности, так как данное письмо относится к отчетности за 2012 год? А если письмо действительно и по текущий момент, то почему не использовали его положения в 2013-2014 годах (в конфигурации "1С;Бухгалтерия государственного учреждения" реализовано не было)?

Есть ли какие-то разъяснения Минфина по этому поводу? Необходимо ли закрепить данный порядок отражения операций в учетной политике, так как в Инструкции по применению Единого плана счетов, утв. приказом Минфина России 01.12.2010 № 157н, и Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, данный порядок не закреплен?

До 2012 года все государственные и муниципальные учреждения были в статусе сегодняшних казенных - исполнение бюджета по расходам отражалось в момент списания средств с лицевого счета учреждения, исполнение бюджета по доходам отражалось в момент зачисления доходов на лицевой счет учреждения. Как и сейчас казенным учреждениям, «старым» бюджетным учреждениям нельзя было расходовать из кассы поступившую в нее выручку, прежде ее надо было сдать на лицевой счет учреждения, чтобы на нем отразилось поступление доходов, а затем на основании расчетно-платежного документа произвести расходы с лицевого счета. При этом нормативные документы по учету не требовали ведения аналитического учета наличных денежных средств по бюджетной классификации. Однако, чтобы отразить по статьям бюджетной классификации на лицевом счете учреждения поступившие в кассу учреждения доходы или суммы восстановленных расходов, необходимо было организовать аналитический учет по бюджетной классификации по всей цепочке движения денежных средств. С этой целью в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» при формировании бухгалтерских записей по счетам 2 201 11, 0 201 21, 0 201 27 формировались вторые записи по счетам 17 и 18 по КБК и КОСГУ назначения платежа, по счету 201 34 формировались вторые записи по служебному забалансовому счету НД " Поступления и выбытия наличных денежных средств"по КБК и КОСГУ назначения платежа.

С вступлением в действие Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" появились новые типы государственных (муниципальных) учреждений – бюджетные и автономные, с расширенными полномочиями, в частности на них не распространяется запрет на расходование выручки, поступившей в кассу учреждения. Следовательно, исполнение плана ФХД по расходам и доходам стало возможным уже на этапе выбытия средств из кассы (поступления доходов в кассу). В Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737), далее – Отчет (ф. 0503737), появилась новая графа 7 «Исполнено плановых назначений через кассу учреждения». Правила формирования Отчета (ф. 0503737) (пункты 34-45 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, далее - Инструкция № 33н) существенно отличаются от порядка составления Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127), далее – Отчет (ф. 0503127). В порядке составления Отчета (ф. 0503737) появились положения об исключении из граф 5 «Исполнено плановых назначений через лицевые счета», 6 «Исполнено плановых назначений через банковские счета» раздела 1 «Доходы учреждения» операций по зачислению на лицевые (банковские) счета учреждений наличных денег, поступивших в кассу учреждения в виде доходов (п. 42 Инструкции № 33н), раздела 2 «Расходы учреждения» - операций по получению с лицевых (банковских) счетов учреждений наличных денег для осуществления выплат по расходам учреждения (п. 43 Инструкции № 33н). Следовательно, когда с лицевого счета списываются денежные средства для получения наличных в кассу, это не считается исполнением плана ФХД по расходам. А когда на лицевой счет зачисляется наличная выручка, это не считается исполнением плана ФХД по доходам. Об этом сказано в пункте 2.3 Письма Минфина России от 26.06.2012 № 02-06-07/2335:

«2.3. Поступления доходов и исполнение обязательств (осуществление расходов, выплат) наличными денежными средствами через кассу учреждения, включая возврат наличных денежных средств, полученных подотчетными лицами, вне зависимости от способа получения средств под отчет, подлежат отражению по соответствующим строкам в графе 7 Отчета ф. 0503737».

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н) и Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений (утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н) не содержат бухгалтерских записей по счетам 17 и 18.

В Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н в первоначальной редакции, далее – Инструкция № 157н, приведено только назначение счетов 17 и 18. Согласно пункту 365 Инструкции № 157н счет 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" предназначен для учета поступлений денежных средств (возврата указанных поступлений) на банковские счета учреждения, на лицевой счет учреждения, получателя бюджетных средств, открытый ему органом федерального казначейства (финансовым органом) по учету средств, от приносящей доход деятельности, а также на лицевые счета автономного учреждения или бюджетного учреждения, получателя государственных (муниципальных) субсидий, открытые ему органом казначейства (финансовым органом).

Согласно пункту 367 Инструкции № 157н счет 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения" предназначен для учета выплат денежных средств (восстановлений выплат) с банковских счетов учреждения, с лицевого счета учреждения, получателя бюджетных средств, открытого ему органом федерального казначейства (финансовым органом) по учету средств от приносящей доход деятельности, а также с лицевых счетов автономного учреждения или бюджетного учреждения, получателя государственных (муниципальных) субсидий, открытых ему органом казначейства (финансовым органом).

Продолжая формировать бухгалтерские записи по счетам 17 и 18 по КПС и КЭК назначения платежа для бюджетных и автономных учреждений в том же порядке, как и для казенных учреждений, решалась задача соответствия данных на счетах 17, 18 данным на лицевом счете учреждения в казначействе, как и прежде, можно было сверить данные бухгалтерского учета с Выпиской из лицевого счета учреждения, предоставляемой казначейством. Однако правильно сформировать разделы 1 и 2 Отчета (ф. 0503737) только по данным счетов 17 и 18 в этом случае не представлялось возможным. Для этого в бухгалтерских записях, формируемых документами программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», дополнительно в характеристику движения счета 201 00 по дебету (кредиту) записывался КЭК назначения платежа и уже по этим данным строился Отчет (ф. 0503737). Некоторые данные включались в Отчет (ф. 0503737) (исключались из отчета) по оборотам счета 201 00 в корреспонденции с другими счетами.

Приказом Минфина России от 29.08.2014 № 89н внесены изменения в Инструкцию № 157н в части порядка применения счетов 17 и 18. Согласно пункту 365 Инструкции № 157н в новой редакции счет 17 открывается к счетам 020100000 «Денежные средства учреждения» и предназначен для аналитического учета поступлений денежных средств (возврата указанных поступлений) на банковские счета субъекта учета, на лицевой счет, открытый ему органом федерального казначейства (финансовым органом), а также в кассу субъекта учета. Согласно п.367 Инструкции № 157н в новой редакции счет 18 открывается к счетам 020100000 «Денежные средства учреждения» и предназначен для аналитического учета выплат денежных средств (восстановлений выплат) с банковских счетов субъекта учета, с лицевого счета, открытого ему органом федерального казначейства (финансовым органом), а также из кассы субъекта учета. То есть счета 17 и 18 должны отражать движение и наличных денежных средств.

В этой связи методологами 1С был пересмотрен подход к формированию бухгалтерских записей по счетам 17 и 18, открываемым ко всем аналитическим счетам счета 201 00, для бюджетных и автономных учреждений с целью формирования по их данным граф 5, 6, 7 разделов 1 и 2 Отчета (ф. 0503737).

Как следует из Инструкции № 33н в редакции приказа Минфина России от 20.03.2015 № 43н, движения средств между лицевыми (банковскими) счетами, счетами и кассой учреждения не являются ни доходами, ни расходами учреждения, следовательно, их нельзя отражать ни по «доходным», ни по «расходным» КОСГУ, чтобы они не включались в разделы 1 и 2 Отчета (ф. 0503737). Именно поэтому номера аналитических счетов счета 201 00 содержат КОСГУ 510 и 610. Логично, что такие же КОСГУ должны формироваться на счетах 17 и 18, открываемых к аналитическим счетам счета 201 00. Это предположение нашло подтверждение в Письме Минфина России от 26.06.2012 № 02-06-07/2335. В Приложении к письму от 26.06.2012 № 02-06-07/2335 приведены соответствующие бухгалтерские записи, которые и взяты за основу методики, реализованной в типовой конфигурации программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8». Подробно о ней рассказано в статье «Формирование записей по забалансовым счетам 17 и 18 при движении денежных средств между лицевыми (расчетными) счетами, счетами и кассой», размещенной на ИТС-бюджет в разделе методической поддержки «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» . В статье также приведены факты хозяйственной жизни бюджетного учреждения и их отражение в учете и отчете "Ф. 0503737, Отчет об исполнении плана ФХД" при автозаполнении с применением Правила "Правило 737 (2015)".

Методика, реализованная в типовой конфигурации программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» в 2015 г., вызвала непонимание пользователей и возражения, поскольку данные по счетам 17 и 18 не совпадают, как прежде, с Выпиской из лицевого счета учреждения, предоставляемой казначейством. Понятно, какую реакцию вызвала бы реализация данной методики в 2012 г., ведь еще недавно отчеты ф. 0503127, ф. 0503137 следовало заверять в органах казначейства, поэтому тогда не решились на такой революционный шаг.

Следует отметить, что методика отражения операций по движению денежных средств между счетами (201 00), счетами и кассой, и счетом 210.03, реализованная в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», позволяет формировать Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) в соответствии с положениями Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н. Начиная с июньского выпуска, в разделе методической поддержки «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» ИТС-бюджет публикуется раздел «Примеры заполнения Отчета (ф. 0503737», в котором рассмотрено отражение операций, приведенных в Приложении к письму Минфина России от 15.04.2015 № 02-07-07/21402, в учете и отчете "Ф. 0503737, Отчет об исполнении плана ФХД", формируемом в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8». Данные, сформированные в отчете "Ф. 0503737, Отчет об исполнении плана ФХД" правилом «Правило 737 (2015)», идентичны данным, приведенным в письме Минфина России от 15.04.2015 № 02-07-07/21402.

Поскольку действующие нормативные документы не регламентируют порядок формирования бухгалтерских записей по счетам 17 и 18 по отражению движения средств между лицевыми (банковскими) счетами, счетами и кассой, рекомендуем закрепить реализованную в типовой конфигурации программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» методику в Учетной политике учреждения.

Согласно пункту 4 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, «при отсутствии в настоящей Инструкции корреспонденций счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой бюджетным учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации, бюджетные учреждения имеют право по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей настоящей Инструкции». Аналогичное положение содержится в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений (утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н).

В связи с необходимостью ведения учета движений денежных средств на счетах 17, 18 совместно со счетами 201.ХХ разберемся с особенностями формирования записей по забалансовым счетам.

В соответствии с пунктами 365, 367 Инструкции от 01.12.2010 № 157н в редакции приказа Минфина России от 29.08.2014 N 89н, положениями письма Минфина России от 15 апреля 2015 г N 02-07-07/21402 О порядке заполнения формы Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (форма 0503737) забалансовые счета 17 и 18 открываются к счетам 020100000 "Денежные средства учреждения", в том числе к счету 020134000 "Касса".

С целью автозаполнения форм 0503737 и 0503738 по счетам 17 и 18 по всем КФО (кроме КФО1) при движении между счетами, счетами и кассой применяются КЭК 510 по дебету и 610 по кредиту счета 17. Основание - Письмо Минфина России от 26.06.2012 N 02-06-07/2335, п. 4 и 5 Приложения.

В соответствии с п. 365 и п.367 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, в редакции приказа Минфина России от 06.08.2015 № 124н, далее – Инструкция № 157н, забалансовые счета 17 и 18 открываются к счету 021003000 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам".

Структура субсчетов забалансовых счетов 17, 18 приведена на рис.1.

В программе «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8» предусмотрено автоматическое формирование бухгалтерских записей по забалансовым счетам 17, 18 при выборе соответствующих хозяйственных операций для следующих документов (пример приведен на рис 2.):

    Приходный кассовый ордер,

    Расходный кассовый ордер,

    Заявка на кассовый расход,

    Заявка на кассовый расход (сокращенная),

    Сводная заявка на кассовый расход,

    Заявка на получение наличных денег,

    Заявка на получение наличных денег (банковская карта),

    Платежное поручение,

    Кассовое выбытие,

    Кассовое выбытие в валюте,

    Заявка на возврат,

    Кассовое поступление,

    Кассовое поступление в валюте.


В целях приведения учета к требованиям Инструкции № 157н, а также обеспечения автоматизированного заполнения форм отчетности 0503737 "Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности", 0503127 "Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета" в программе «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8» принят следующий порядок формирования проводок по забалансовым счетам 17 и 18 в части отражения операций по перемещению денежных средств между счетами 201.00, 304.05 и счетом 210.03:

1. по всем КФО, кроме 1 (бюджетные средства), при движении между счетами 201.11, 201.21, 201.13, 201.23, 201.27, 201.34, 210.03 применяются КЭК 510 по дебету и 610 по кредиту счета 17 (счет 18 не применяется);

2. по КФО 1 (бюджетные средства) добавляются только проводки по счетам 17.30 и 18.30, открытым к счету 1.210.03;

3. по операциям оплаты товаров, работ, услуг с использованием дебетовой банковской карты, открытой к счету 210.03, по счету 18.30 указываются КПС и КЭК, характеризующие произведенные выплаты (КЭК 200, 300).

Рассмотрим некоторые примеры.


1. Операции движения наличных денежных средств (расходы учреждения, КЭК 200, 300, таблица 1.)

Наименование операции

Казенное учреждение (КФО 1)

Снятие наличных д/с с л/с учреждения

Дт 210.03 Кт 304.05

Дт 18.30 КЭК 200, 300

Дт 210.03 Кт 201.11

Дт 17.30 КЭК 510

Кт 17.01 КЭК 610

Дт 201.34 Кт 210.03

Дт 18.34 КЭК 200, 300

Кт 18.30 КЭК 200, 300

Дт 201.34 Кт 210.03

Дт 17.34 КЭК 510

Кт 17.30 КЭК 610

Выдача из кассы наличных д/с

Дт 208.ХХ Кт 201.34

Кт 18.34 КЭК 200, 300

Дт 208.ХХ Кт 201.34

Кт 18.34 КЭК 200, 300

Возврат в кассу наличных д/с

Дт 201.34 Кт 208.ХХ

Дт 18.34 КЭК 200, 300

Дт 201.34 Кт 208.ХХ

Дт 18.34 КЭК 200, 300

Дт 210.03 Кт 201.34

Дт 18.30 КЭК 200, 300

Кт 18.34 КЭК 200, 300

Дт 210.03 Кт 201.34

Дт 17.30 КЭК 510

Кт 17.34 КЭК 610

Дт 304.05 Кт 210.03

Кт 18.30 КЭК 200, 300

Дт 201.11 Кт 210.03

Дт 17.01 КЭК 510

Кт 17.30 КЭК 610

Таблица 1.

Таким образом, при оформлении операций движения наличных денежных средств по расходам учреждения в БУ и АУ используются счета 17.01, 17.30, 17.34 с КЭК по дебету 510, по кредиту 610, кроме операций:

выдача наличных д/с из кассы – Кт 18.34 КЭК 200, 300

Возврат наличных д/с в кассу – Дт 18.34 КЭК 200, 300


2. Операции движения наличных денежных средств (доходы учреждения, КЭК 100, таблица 2.)

Наименование операции

Казенное учреждение (КФО 1)

Бюджетные и автономные учреждения (КФО 2, 4, 5, 7)

Поступление наличных д/с в кассу учреждения

Дт 201.34 Кт 205.ХХ

Дт 17.34 КЭК 100

Дт 201.34 Кт 205.ХХ

Дт 17.34 КЭК 100

Сдача наличных д/с на л/с учреждения

Дт 210.03 Кт 201.34

Дт 17.30 КЭК 100

Кт 17.34 КЭК 100

Дт 210.03 Кт 201.34

Дт 17.30 КЭК 510

Кт 17.34 КЭК 610

Поступление наличных д/с на л/с учреждения

Дт 210.02 Кт 210.03

Кт 17.30 КЭК 100

Дт 201.11 Кт 210.03

Дт 17.01 КЭК 510

Кт 17.30 КЭК 610

Снятие наличных д/с с л/с в кассу учреждения

Дт 210.03 Кт 201.11

Дт 17.30 КЭК 510

Кт 17.01 КЭК 610

Поступление наличных д/с в кассу учреждения

Дт 201.34 Кт 210.03

Дт 17.34 КЭК 510

Кт 17.30 КЭК 610

Выдача наличных д/с из кассы учреждения

Дт 205.ХХ Кт 201.34

Кт 17.34 КЭК 100

Таблица 2.

Таким образом, при оформлении операций движения наличных денежных средств по доходам учреждения в БУ и АУ используются счета 17.01, 17.30, 17.34 с КЭК по дебету 510, по кредиту 610, кроме операций:

поступления наличных д/с в кассу – Дт 17.34 КЭК 100

Возврат наличных д/с из кассы – Кт 17.34 КЭК 100


3. Операции движения наличных денежных средств (временное распоряжение КФО 3, таблица 3)

Наименование операции

Бухгалтерские записи

Поступление д/с на л/с учреждения (безналичный расчет)

Дт 201.11 Кт 304.01

Дт 17.01 КЭК 510

Возврат д/с с л/с учреждения, в т.ч. в доход бюджета (безналичный расчет)

Дт 304.01 Кт 201.11

Кт 17.01 КЭК 610

Поступление наличных д/с в кассу учреждения

Дт 201.34 Кт 304.01

Дт 17.34 КЭК 510

Сдача наличных д/с на л/с учреждения

Дт 210.03 Кт 201.34

Дт 17.30 КЭК 510

Кт 17.34 КЭК 610

Поступление наличных д/с на л/с учреждения

Дт 201.11 Кт 210.03

Дт 17.01 КЭК 510

Кт 17.30 КЭК 610

Снятие д/с с л/с в кассу учреждения

Дт 210.03 Кт 201.11

Дт 17.30 КЭК 510

Кт 17.01 КЭК 610

Поступление д/с в кассу учреждения

Дт 201.34 Кт 210.03

Дт 17.34 КЭК 510

Кт 17.30 КЭК 610

Выдача д/с из кассы учреждения

Дт 304.01 Кт 201.34

Кт 17.34 КЭК 610

Таблица 3.

Таким образом, при оформлении операций движения наличных денежных средств во временном распоряжении используются счета 17.01, 17.30, 17.34 с КЭК по дебету 510, по кредиту 610, независимо от типа учреждения.


4. Расчеты с использование дебетовых карт (КЭК 200, 300, таблица 4)

Таблица 4.

Примечание: ввод операций по зачислению денежных средств на дебетовую карту сотрудника осуществляются с помощью документа «Операция бухгалтерская».

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 11

Близится к завершению очередной финансовый год. По состоянию на 31 декабря текущего финансового года бухгалтер с целью выявить финансовый результат текущего финансового года делает заключительные записи по следующим балансовым счетам:

  • 0 210 02 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с финансовыми органами";
  • 0 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты";
  • 0 401 01 200 "Расходы учреждения";
  • 0 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами";
  • 0 401 01 100 "Доходы учреждения".

Забалансовые счета 17 и 18 также подлежат закрытию в конце года. Рассмотрим, как совершается эта операция.

Забалансовый счет 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения"

Согласно п. 263 Инструкции N 148н <1> забалансовый счет 17 предназначен для учета:

а) поступлений денежных средств на банковские счета учреждений;

б) средств от приносящей доход деятельности в разрезе кодов Классификации доходов бюджетов, кодов Классификации источников финансирования дефицитов бюджетов;

в) возврата указанных выше поступлений;

г) поступлений бюджетных средств от главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств подведомственным им распорядителям, получателям бюджетных средств на осуществление выплат по расходам и (или) источникам финансирования дефицита бюджета. Эти поступления в балансовом учете отражаются так:

Дебет счета 0 201 03 510 "Поступления средств учреждения в пути"

Кредит счета 0 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты"

<1> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

Одновременно делается запись по дебету забалансового счета 17.

Аналитический учет по забалансовому счету 17 ведется в Многографной карточке (ф. 0504054) и (или) в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051).

Приведем корреспонденцию счетов по завершению финансовых операций в конце года.

Учреждение оказало услугу стоимостью 100 000 руб. По условиям договора возмездного оказания услуг заказчик уплачивает аванс в размере 30% от стоимости договора, а после выполнения работ в течение трех рабочих дней перечисляет оставшуюся сумму.

В бухгалтерском учете описанные операции отразятся следующим образом:

Начислен доход от оказания платных

Перечислен на лицевой счет

учреждения аванс

Отражено поступление денежных

средств на забалансовом счете

Произведен окончательный расчет за

оказанные учреждением услуги

Отражено поступление денежных

средств на забалансовом счете

завершении финансового года:

  • на балансовых счетах
  • на забалансовых счетах

Забалансовый счет 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения"

Забалансовый счет 18 предназначен для учета:

а) выбытий денежных средств с банковских счетов учреждений;

б) средств от приносящей доход деятельности по оплате принятых обязательств в разрезе кодов Классификации расходов бюджетов, кодов Классификации источников финансирования дефицита бюджетов;

в) восстановления выбытий.

Так же как и по забалансовому счету 17, аналитический учет по забалансовому счету 18 ведется в Многографной карточке и (или) в Карточке учета средств и расчетов.

По завершении текущего финансового года показатели (остатки) счета по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ на следующий финансовый год не переносятся. Заключение показателей по счету отражается со знаком минус.

Рассмотрим закрытие счетов по завершении финансового года на примере.

Пример. Учреждение получило грант в размере 500 000 руб. на выполнение научной разработки. Согласно утвержденной смете расходование средств осуществлялось по следующим направлениям:

  • оплата труда - 200 000 руб.;
  • начисления на оплату труда - 52 400 руб. (26,2%);
  • оплата услуг сторонних организаций - 120 000 руб.;
  • приобретение материалов - 97 600 руб.;
  • оплата услуг связи - 30 000 руб.

Указанные в примере операции отразятся в бухгалтерском учете следующим образом:

Начислен доход, полученный в виде

Поступили денежные средства на

лицевой счет

Начислены расходы по оплате труда

специалистов

Отражены начисления на оплату труда:

  • на обязательное социальное

страхование на случай временной

нетрудоспособности и в связи с

материнством

  • на обязательное социальное

страхование от несчастных случаев на

производстве

  • на обязательное социальное

страхование в ФФОМС

  • на обязательное социальное

страхование в ТФОМС

  • на обязательное пенсионное

страхование на выплату страховой

части трудовой пенсии

  • на обязательное пенсионное

страхование на выплату накопительной

части трудовой пенсии

Начислены расходы по оплате прочих

услуг, оказываемых соисполнителями -

сторонними организациями

Приняты к учету материалы,

приобретенные для выполнения работ

по гранту

Оплачены поставщику поставленные

материалы

Списаны использованные в работе

материалы

Отражены расходы по оплате услуг

Списана сумма произведенных расходов

в конце года на финансовый результат

Произведены заключительные записи по

завершении финансового года:

  • на балансовых счетах
  • на забалансовых счетах

Т.Сильвестрова

Главный редактор журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Забалансовые счета бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях: понятие и область применения

Забалансовые счета в бюджетных учреждениях 2018года могут быть классифицированы по нескольким категориям исходя из их назначения.

Большинство из забалансовых счетов применяются учреждениями в бюджетной системе аналогично тому, как это происходит в частных организациях. То есть забалансовый счет используется, чтобы поставить на учет в организации некий объект, который нельзя однозначно отнести к активам или пассивам «внутри баланса». Например, это может быть обусловлено тем, что данный объект:

  • не является собственностью (или встречным обязательством перед контрагентом при возникновении права собственности) организации либо не находится в оперативном управлении учреждением;
  • не используется регулярно в хозяйственной деятельности (как вариант, передан в пользование другому лицу и большую часть времени задействуется именно им);
  • поступил в пользование организации временно;
  • имеет очень малую стоимость в сравнении с типовой стоимостью одноименных объектов учета, которые обычно ставятся на баланс в качестве активов или пассивов.

Примеры счетов для бухгалтерского учета таких объектов в бюджетном учреждении:

  • 02, на котором учитываются материальные ценности на хранении;
  • 24, на котором учитывается имущество, переданное в доверительное управление;
  • 07, на котором учитываются награды, кубки, в том числе переходящие.

Есть забалансовые счета, которые выполняют вспомогательную функцию относительно балансовых счетов учреждения. К таким вспомогательным счетам относятся 17 и 18, которые открываются к активным счетам 020100000 («Денежные средства»), 021003000 («Расчеты с финансовым органом)», 030406000 («Расчеты с прочими кредиторами»).

Полный перечень критериев постановки тех или иных объектов на забалансовые счета бюджетного учреждения определен в п. 332 Инструкции по приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н. В 2018 году действует более 40 различных забалансовых счетов, введенных данным приказом. Учреждение вправе добавлять к ним свои счета и субсчета.

Положения приказа № 157н в части установления перечня и порядка применения забалансовых счетов могут применяться всеми учреждениями бюджетной системы — бюджетными, казенными, автономными. С учетом положений специальных инструкций по бюджетному учету в каждом типе учреждений различия в применении забалансовых счетов могут быть существенными.

Правила ведения бухгалтерского учета на забалансовых счетах в бюджетном учреждении

Тем не менее попробуем выделить ряд наиболее общих для всех типов учреждений правил применения забалансовых счетов. К числу ключевых можно отнести следующие тезисы:

  1. По аналогии с применением забалансовых счетов частными организациями ведение учета на забалансовых счетах в бюджетных учреждениях предполагает применение простых проводок — без корреспонденций, только по дебету или по кредиту.

Например:

Не знаете свои права?

  • Дт 01 — в организацию пришло арендованное имущество;
  • Кт 01 — из организации убыло арендованное имущество.

Особым способом применяются забалансовые счета, используемые в качестве дополнительных к активным. Например, операция по прибытию денежных средств в учреждение отражается проводкой Дт 17 и указанием суммы. Операция по выбытию показывается той же самой проводкой, но сумма в ней отражается со знаком «минус».

Отметим, что счет 17 может быть только дебетовым, а счет 18 — только кредитовым.

  1. Дополнительные счета и субсчета к забалансовым счетам должны быть утверждены во внутренней учетной политике организации.

К числу иных важных положений учетной политики можно отнести те, в которых отражается порядок оценки забалансовых объектов. Например, БСО, учитываемые на счете 03, могут оцениваться:

  • по закупочной стоимости;
  • по условной стоимости в 1 рубль.

Выбранный способ закрепляется в учетной политике.

Однако в случае с неоплаченными путевками, учитываемыми на счете 08, ситуация иная. Если в первичке, на основании которой приняты эти путевки, указана их номинальная цена, именно по ней документы ставятся на забалансовый счет. Если нет — по условной оценке в 1 рубль.

  1. По многим объектам приказ № 157н предписывает вести учет с применением карточек количественно-суммового учета (например, на счетах 01, 07, 09).

Унифицированной формы такой карты не введено, но за основу может быть принята форма, утвержденная приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н. Данным приказом также введена многографная карточка, которую рекомендуется применять для документирования операций по счетам 10, 17, 18, 30.

В бюджетном учете предусмотрено два типа забалансовых счетов — те, на которых учитываются не относящиеся к активам или пассивам объекты (как в случае с учетом на коммерческих предприятиях), и те, которые открываются к балансовым счетам в качестве вспомогательных. Перечень забалансовых счетов закреплен в Инструкции по приказу № 157н. Учреждение вправе дополнить их своими счетами в соответствии с учетной политикой.