На кого можно отучиться от биржи труда. Какие курсы можно закончить от центра занятости – специальности и условия прохождения обучения. Функции биржи труда

,

Управление федеральной государственной службы
занятости населения по Республике Карелия, г. Петрозаводск
depzan@ onego. ru

1. Значение профессионального обучения безработных
граждан в мероприятиях содействия занятости населения

Профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка и стажировка (профессиональное обучение) безработных граждан являются одним из самых эффективных средств повышения их конкурентоспособности на рынке труда и содействия трудоустройству. Профессиональное обучение также может рассматриваться как эффективный инструмент гибкого и оперативного реагирования на срочный спрос рынка труда.

Актуальность реализации программы профессионального обучения безработных граждан можно продемонстрировать в соответствии со статьей 23 Закона о занятости населения в РФ численностью граждан, нуждающихся в обучении, которая показана в таблице 1. Налицо рост доли граждан, нуждающихся в обучении.

Таблица 1

№ строк

Зарегистрировано безработных граждан, чел.

на 01.01.2003 г.

на 01.01.2004 г.

на 01.01.2005 г.

Всего

11802

12095

13499

В том числе:

не имеющие профессии (специальности)

длительное время (более года) не работающие

2569

2868

3974

имеющие профессию (специальность)
не востребованную
на рынке труда*

Итого

3622

4106

5586

В % к строке 1

30,7%

33,9%

41,4%

* За исключением граждан, длительное время не работающих.

Эти данные подтверждаются и из другого источника. Анализ результатов профилирования безработных граждан в 1-м квартале 2005 года показывает, что категория граждан "без потенциала", то есть тех, кому для трудоустройства необходимо профессиональное обучение, составляет 44,9% от числа прошедших профилирование граждан.

2. Эффективность профессионального обучения

К факторам, влияющим на эффективность профессионального обучения, можно отнести следующие:

– качество формирования планов профессионального обучения;

– профориентационное сопровождение обучения;

– объемы финансирования программы;

– качество обучения.

2.1. Качество формирования планов профессионального
обучения

В Республике Карелия в 2002 г. на профессиональное обучение было направлено 6,6% от общей численности граждан, состоявших на учете в качестве безработных, в 2003 г. – 7,7%, 2004 г. – 6,6%. По Российской Федерации эти показатели составляли соответственно 8,2, 9,5, 11,5%.

При установлении центрам занятости населения контрольных показателей Управление ФГСЗН по Республике Карелия до настоящего времени учитывало следующие основные критерии:

– численность состоящих на учете безработных граждан;

– прогнозируемый уровень безработицы на планируемый период;

– наличие в городе, районе учебной базы;

– достигнутые в предыдущие периоды объемы обучения.

Для повышения эффективности обучения в будущем приоритетным критерием при всех остальных должены стать спрос на рынке труда, наличие рабочих мест в городах и районах, в том числе в перспективе развития предприятий и организаций районов и городов. Но эта задача может решаться только при глубокой систематической работе центров занятости населения по анализу ситуации и перспектив развития рынка труда на местах.

В 2002 – 2004 годах обучение ежегодно осуществлялось по 50-60 профессиям, специальностям, курсам. Всего в течение последних трех лет обучение велось по 89 профессиям, специальностям, курсам, из которых 80% – это рабочие профессии.

Сведения о профессиональном обучении безработных граждан в 2002 – 2004 годах по отраслевым группам профессий и специальностей показаны на диаграмме 1 (рис. 1).

Рис. 1. Сведения о профессиональном обучении безработных
граждан в 2002 – 2004 гг. по отраслевым группам профессий
и специальностей

С 2002 по 2004 год включительно наблюдается тенденция снижения объемов обучения безработных граждан, отнесенных на диаграмме 1 к отрасли "другие". Это, как правило, специальности, которые по категориям должностей относятся к «другим служащим», и курс "пользователь ПЭВМ". Учитывая то, что эти специальности не имеют большого спроса на рынке труда, Управление ФГСЗН по РК, центры занятости населения снизили объемы обучения по ним с 36% в 2002 году до 29% в 2004 году в общей численности обученных граждан.

На рисунке 2 отражена ситуация 2004 года, касающаяся профессий, обучение по которым осуществляется службой занятости в наибольших объемах (62% от общего числа обученных граждан за год).

продавцов" и "машинистов котельной" оправданы высокой текучестью этих кадров по причинам, связанным с действиями работодателей.

Граждане, обученные профессии "парикмахер", как правило, уходят на самозанятость.

В объемы обучения бухгалтеров включены все курсы, то есть переподготовка и повышение квалификации. В 2004 году повышение квалификации составляло 27,5%.

Профессиональное обучение специальностям "бухгалтер", "секретарь-референт", "секретарь-делопроизводитель", "секретарь-делопрои-зводитель-специалист по кадрам" ведется по двум основным причинам: 1) это в большинстве выпускники учреждений среднего и высшего профессионального образования , которые не могут трудоустроиться после получения профессионального образования, 2) это женщины, вакансий для которых явно недостаточно.

В будущем планируется переход от переподготовки к увеличению объемов повышения квалификации продавцов, бухгалтеров и других профессий.

2.2. Профориентационное сопровождение профессионального
обучения

Можно выделить три этапа работы по профориентационному сопровождению профессионального обучения безработных граждан:

– Помощь безработным гражданам в выборе направления профессионального обучения, подбор и отбор в учебные группы;

– Профориентационные мероприятия во время обучения и прохождения практики;

– Помощь в трудоустройстве и адаптации на рабочем месте после обучения.

Работа по информированию граждан о возможностях профессионального обучения ведется всеми способами, начиная от индивидуальных консультаций и заканчивая размещением информации в СМИ.

В ряде центров занятости населения отбор на курсы по профессиям, пользующимся повышенным спросом среди безработных граждан, проводится с использованием психодиагностических методик, проведением деловых игр , привлечением к отбору работодателей и специалистов учреждений профессионального образования.

Большое влияние на мотивацию к профессиональному обучению оказывают программы социальной адаптации "Клуб ищущих работу" и "Новый старт". Так, после проведения программ были направлены на обучение в 2003 году 192 человека (17% от общего числа участников), в 2004 году – 253 человека (22%).

В ходе обучения во всех группах читается курс "Технология поиска работы".

После окончания обучения многие из направленных на обучение службой занятости граждан вновь посещают своего профконсультанта. Во время встреч обсуждаются полученные навыки, возможности трудоустройства по новой профессии. Окончившие обучение граждане обязательно приглашаются на организуемые центрами занятости ярмарки вакансий.

Главный показатель, который во многом характеризует эффективность работы по профориентационному сопровождению обучения, это уровень досрочных отчислений граждан из числа обучающихся. Их динамика в целом по Управлению ФГСЗН по Карелии в 2002 – 2004 годах отрицательная. Доля досрочных отчислений возросла с 3,8% в 2002 году до 4,8% в 2004 году. Около одной трети досрочных отчислений произошло по уважительным причинам (трудоустройство, медицинские показания, призыв в ВС, переезд в другую местность).

Рост количества досрочных отчислений говорит о том, что отбор граждан, да и в целом профориентационное сопровождение обучения, несмотря на проводимую работу, требует совершенствования. Резервы для этого имеются.

2.3. Объемы финансирования программы "Профессиональное
обучение"

В таблице 2 приведены данные за 2002 – 2004 годы о контрольных показателях, их выполнении, заявленном и фактическом финансировании программы "Профессиональное обучение", стоимости обучения 1 человека и продолжительности обучения.

По данным таблицы 2 можно сделать следующие выводы:

– заявляемые Управлением ФГСЗН по Республике Карелия объемы финансирования из федерального бюджета на программу "профессиональное обучение" удовлетворяются на 75 – 80%, что, например, явилось одной из причин невыполнения установленных контрольных показателей в 2002 году;

– средняя стоимость обучения 1 человека за 2 года выросла в 1,3 раза;

– средний срок обучения непродолжительный. Например, в 2004 году он сократился по сравнению с 2001 годом в 1,2 раза, и это были вынужденные мероприятия по сокращению сроков обучения из-за недостаточности объемов финансирования.

По Российской Федерации в 2004 году средняя стоимость обучения составила 3700 рублей при продолжительности обучения 3,2 месяца. В Карелии – 3875 рублей при продолжительности 2,6 месяца.

Общий вывод: в 2002 – 2004 годах Минтруда России проводилась политика относительного сокращения объемов финансирования из федерального бюджета программы "профессиональное обучение" (табл. 2). Эта тенденция сохранилась и в 2005 году.

Таблица 2

Показатели

2002

2003

2004

Контрольный показатель, установленный Минтруда России, чел.

2500

2600

2356

Направлено на профобучение, чел.

2440

2968

2852

Выполнение, %

97,6%

114,2%

121,1%

Заявленное финансирование из федерального бюджета, тыс. руб.

9856,0

12748,0

12913,0

Фактическое финансирование, тыс. руб.

7900,0

9600,0

10400,0

Отношение фактического финансирования
к заявленным объемам, %

80,2%

75,3%

80,5%

Стоимость обучения 1 человека, завершившего обучение, руб.

3015,7

3414,0

3875,0

Средний срок обучения, мес.

При недостаточном финансировании профессионального обучения за счет федерального бюджета и постоянным ростом его стоимости Управление ФГСЗН по РК осуществляет меры по эффективному использованию выделяемых ресурсов.

В этих целях Управление проводит согласование затрат и оплату образовательных услуг централизованно, на основании договоров, заключенных центрами занятости населения о делегировании этих полномочий Управлению.

Положительный эффект централизации в Управлении финансовых средств по программе «Профессиональное обучение» выражается в следующем:

– проводится комплектование более многочисленных учебных групп по одной профессии в одном образовательном учреждении из числа безработных граждан разных районов, что снижает стоимость обучения 1 человека;

– упрощаются отношения службы занятости с образовательными учреждениями, так как они работают с одним заказчиком, что значительно сокращает документооборот;

– возможно применение единообразной методики формирования калькуляций затрат на обучение и осуществление эффективного оперативного контроля затрат;

– возможно оперативное регулирование расходования бюджетных средств и своевременное проведение оплаты оказанных образовательных услуг.

В целях рационального использования средств, направляемых на профессиональное обучение, Управлением разработаны методические рекомендации по составлению калькуляций затрат, которые используются большинством учреждений и организаций, на базе которых проводится обучение.

С этой же целью методическое объединение по профессиональному обучению взрослого незанятого населения, созданное совместным приказом Управления ФГСЗН по Республике Карелия и Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия, разрабатывает и утверждает примерные нормы расходования учебных материалов. Такие нормы разработаны по 7 профессиям. Запланировано продолжение этой работы по другим профессиям, имеющим наибольший спрос на рынке труда.

2.4. Качество обучения

Одним из важнейших факторов, влияющих на эффективность, является качество профессионального обучения безработных граждан. Качество обучения, то есть уровень полученных прошедшими профессиональное обучение гражданами профессиональных знаний и навыков, является самым важным фактором, влияющим на их конкурентоспособность на рынке труда.

Объективными условиями, которые значительно влияют на качество обучения, являются:

– состав безработных, в котором по-прежнему сохраняется высокая доля граждан со слабой мотивацией и низким уровнем образовательной подготовки;

– постоянный рост стоимости образовательных, медицинских, коммунальных и других видов услуг, с которыми связана организация обучения.

Политика сокращения объемов финансирования из федерального бюджета программы «Профессиональное обучение» или сохранения этих объемов на прежнем уровне при вышеназванных условиях ведет к необходимости сокращения сроков обучения, что, в свою очередь, самым отрицательным образом сказывается на качестве профессиональной подготовки и переподготовки, а следовательно, и на трудоустройстве граждан, прошедших обучение.

В таблице 3 показан расчет средств на профессиональное обучение через налогооблагаемую базу по Управлению ФГСЗН по Республике Карелия в 2002 – 2004 годах.

Таблица 3

№ п/п

Показатели

2002

2003

2004

Стоимость обучения 1 человека, руб.

3015,7

3414,0

3875,0

Средний срок обучения, мес.

Средний размер стипендии в месяц, руб.

820,0

930,0

960,0

Сумма стипендии за весь период обучения, руб.

2214,0

2325,0

2496,0

Затраты на обучение 1 человека, всего, руб.

5229,7

5739,0

6371,0

Средняя зарплата в месяц, руб.

4653,1

5692,0

6999,9

Налог (ЕСН + подоходный налог с физических лиц), %

48,8

48,8

48,8

Коэффициент налогов

0,488

0,488

0,488

Сумма налогов в месяц, руб.

2270,7

2777,7

3416

Коэффициент трудоустройства

0,828

0,604

0,686

Срок возмещения затрат, мес.

2,78

3,42

2,72

Средняя продолжительность безработицы, мес.

4,96

4,74

4,25

Средний размер пособия в месяц, руб.

850,0

1020,0

1040,0

Затраты на выплату пособия за весь период, руб.

4216,0

4834,8

4420,0

Отношение затрат на обучение к пособию по безработице

1,24

1,19

1,44

Из таблицы 3 видно, что даже при реально учтенном уровне трудоустройства граждан после обучения срок возврата затрат на обучение в государственный бюджет относительно небольшой и сопоставим со сроками обучения. В связи со снижением с 1 января 2005 года ставки единого социального налога с 35,8 до 26,2% сроки окупаемости несколько увеличатся, но принципиально ситуация не изменится.

Затраты на профессиональное обучение за весь период выше, чем затраты на пособие по безработице, продолжительность которой значительно превышает средний период обучения. Но расходы на обучение реально возвращаются в бюджет, а значительная часть пособия не возвращается.

При этом еще не учитывается социальный эффект результатов обучения, который не подлежит объективной финансовой оценке.

Следовательно, профессиональное обучение безработных граждан – самый эффективный способ содействия их трудоустройству и социальной адаптации, окупаемости бюджетных затрат, направляемых на данную программу.

В соответствии с Конвенцией № 122 Международной организации труда (МОТ), профессиональная подготовка безработных является составной частью активной политики занятости, включающей: содействие в трудоустройстве всех, кто готов приступить к работе и ищет ее; достижение максимальной продуктивности в работе, а также обеспечение каждому потенциальному работнику свободы выбора занятости и возможности получить специальную подготовку, использовать свои навыки и способности для выполнения того вида труда, к которому он пригоден в наибольшей степени.

Таким образом, профессиональное обучение и переподготовка потерявших и ищущих работу граждан является одной из первоочередных задач, решаемых Государственной службой занятости населения (далее - служба занятости).

Насколько эффективно проводимое обучение? Как можно оценить ее эффективность? Какова роль службы занятости в этом процессе?

Можно выделить два возможных вида эффективности профессиональной переподготовки безработных службами занятости: -

экономическая, напрямую связанная с повышением конкурентоспособности рабочей силы; -

социальная, направленная на повышение адаптивности категорий трудоспособного населения, выпавших с рынка труда.

Предположим, что наиболее важным признаком эффективности системы профессиональной переподготовки безработных является повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда. Конкурентоспособность может проявляться либо в самом факте трудоустройства, либо в повышении трудовой мобильности. Мобильность на рынке труда может косвенным образом свидетельствовать о росте стоимости и качества рабочей силы (величина заработной платы - это только косвенный показатель повышения стоимости в сравнении с последним случаем занятости). Наиболее продуктивным является не просто текущее решение ситуации незанятости, а такое изменение «рабочей силы», которое может обеспечить перспективную занятость и перспективную ее оплату.

Таким образом, можно говорить о том, что существует текущая и перспективная эффективность. Текущая эффективность определяется фактом последующего трудоустройства, в том числе по полученной специальности. Перспективная эффективность - повышением конкурентоспособности на рынке труда, выраженная в трудовой мобильности. Наибольший эффект обучения и переподготовки незанятых через службы занятости определяется степенью ориентации на перспективу.

В данном случае перспективной (эффективной) будет считаться ситуация повышения профессиональных навыков и образовательного уровня не за счет их упрощения, а за счет сохранения (и повышения) прежнего их объема, повышающих возможности трудоустройства. К примеру, можно переобучить летчика на парикмахера, а можно сделать его оператором ЭВМ. Занятость по первому сценарию будет говорить о реструктуризации занятости в направлении роста малоквалифицированных профессий в сфере обслуживания, а также о дисквалификации в определенной степени. Второй сценарий представляется более перспективным с точки зрения возможностей мобильности рабочей силы.

Иными словами, проблема эффективности состоит в определении четких показателей степени соответствия профессиональной переквалификации краткосрочным требованиям современного российского рынка труда, с одной стороны, а с другой - долгосрочным тенденциям структурной перестройки.

Обозначенная выше проблема рассматривается через анализ действующего института (модели) профессиональной переподготовки безработных через государственную службу занятости.

Функции службы занятости в профессиональной подготовке безработных

Эффективность работы службы занятости по регулированию процессов занятости, перераспределению рабочей силы во многом зависит от того, насколько точно оцениваются спрос и предложение на рынке труда.

Для анализа используются, прежде всего, два источника информации: -

банк вакансий - по специальностям и профессиям, и по отраслям и территориям; -

банк безработных, состоящих в данный момент на учете, их социальнодемографические и профессионально-квалификационные характеристики.

В качестве дополнительного материала используется информация об экономическом развитии региона, города, планируемых высвобождениях, количестве и профессиональном составе выпускников профессиональнообразовательных учреждений.

Конъюнктура рынка труда, безусловно, является движущим фактором в определении того, кого переобучать и на какие специальности.

Затем оценивается дисбаланс спроса и предложения на рынке труда, выявляется его характер. В основном вся аналитическая работа носит характер текущей, определяющей только краткосрочный прогноз. На данные краткосрочные прогнозы рынка труда и опирается вся работа по планированию обучения безработных.

Другой характерной особенностью анализа рынка труда, проводимого службой занятости, является тот факт, что он охватывает не весь рынок труда, а лишь тот его сектор, который сами сотрудники службы занятости называют «фиксированным». Этот сектор включает только тех граждан, которые обращаются в службу занятости, и те рабочие места, информация о которых представлена работодателями в качестве вакансий. Те, кто самостоятельно либо при помощи других посредников, занимается поиском работы и работников, оказываются за пределами этого рынка.

Сведения работодателей о потребностях в кадрах и их планируемом высвобождении, подаваемые предприятиями в службу занятости, по отзывам сотрудников служб занятости, не всегда соответствуют реальному положению дел, часто это просто отписка. Хорошие вакансии предприятия без труда заполняют самостоятельно, поэтому в банк службы занятости чаще всего попадают малопривлекательные вакансии. Как правило, речь идет о рабочих местах с неудовлетворительными условиями труда, низкой зарплатой, задержками выплат и т.д.

Спрос на рабочие места определяется составом клиентов службы занятости. В основном клиентами службы занятости становятся либо граждане, высвобожденные с предприятий, которые по закону должны получать дополнительное пособие в связи с сокращением, либо те, кто при потере работы рассчитывает на поддержку государства (в поиске работы, материальную поддержку, профессиональную переподготовку) в период безработицы, либо молодежь, не имеющая профессиональной подготовки или выпускники учебных заведений, получившие профессию, но еще не имеющие опыта практической работы.

Таким образом, служба занятости, как правило, имеет дело с весьма специфическим контингентом граждан. Чаще всего это наименее конкурентоспособные группы безработных, нуждающиеся в социальной поддержке государства. Что касается вакансий службы занятости, то они охватывают весьма определенный сегмент - наименее привлекательные рабочие места.

В связи с этим основной задачей профессионального обучения сами работники службы занятости называют ликвидацию дисбаланса спроса и предложения рабочей силы.

В начале каждого календарного года планируются основные направления обучения и профессии, затем в течение года ежеквартально производится их корректировка в соответствии с изменением спроса на рабочую силу, возможностями образовательных учреждений.

Перспективным направлением в подборе профессий для переобучения можно назвать соединение в одном учебном курсе обучение смежным профессиям, что, безусловно, является актуальным условием успешного трудоустройства.

Серьезной проблемой является тот факт, что список профессий, которым обучают по направлению службы занятости, не всегда отвечает интересам рынка.

Такое положение вещей отчасти связано с тем, что немаловажное значение имеет желание безработных обучаться по той или иной профессии, их готовность менять профессию. Претенденту на обучение, как правило, предлагается перечень профессий, по которым предоставляется возможность учиться, он должен сделать свой выбор. Несмотря на то, что спрос на рабочие специальности велик (токари, фрезеровщики, слесари разной специализации, плотники, каменщики и др. не переводятся в банке вакансий) и по этим профессиям существует хорошая образовательная база, желающих обучаться по ним очень мало.

Когда у человека, состоящего на учете в службе занятости, истекает срок выплаты пособия и он должен либо переобучиться, либо устраиваться на работу, многие выбирают обучение не потому, что собираются осваивать более перспективную профессию. Достаточно часто обучение рассматривается, как бесплатная возможность получить дополнительные навыки, которые могут быть востребованы в домашних условиях. Поэтому учебные группы на курсы парикмахеров, визажистов, водителей, портных, закройщиков набираются гораздо легче, чем на востребованные рабочие профессии, хотя эффективность трудоустройства после таких курсов невысока. Можно быть абсолютно уверенным, что ни одна парикмахерская не возьмет на работу такого «скороспелого» парикмахера без дополнительного обучения и денежных затрат. Хотя, возможно, такая специальность может дать шанс для самозанятости.

Таким образом, в ряде случаев служба занятости оказывается не способной оказать влияние на пополнение рынка необходимыми специалистами за счет переобучения безработных граждан, поскольку они отказываются от предложений получить ту или иную специальность, имеющую спрос у работодателей. Во многом это связано с дисбалансом спроса и предложения на рынке труда. Одна треть безработных имеет высшее образование, более половины безработных до того, как потеряли работу, были руководителями, специалистами, служащими. Для этих людей обучение рабочим профессиям связано с изменением социального статуса, что всегда болезненно, а для тех, кому за 40, в силу целого ряда причин часто невозможно.

Как показывает практика, довольно продуктивный путь повышения возможностей трудоустройства безработных - это не приобретение новой специальности, а повышение имеющейся квалификации. Но обучение безработных в форме повышения квалификации эффективно лишь при условии достаточной востребованности этой профессии (специальности) на рынке труда.

Возникает предположение, что, организуя обучение профессиям, заведомо мало востребованным на рынке труда, но привлекательным для безработных, службы занятости стараются тем самым в том числе решать собственные проблемы. Они должны выполнять контрольные цифры по численности прошедших обучение и по освоению бюджетных средств, определенных на эти цели. (Так как есть опасение, что неосвоенные средства впоследствии могут стать причиной сокращения финансирования).

Организаторы обучения, не имея возможности набрать достаточное количество безработных для профподготовки по непопулярным рабочим профессиям, выполняют запланированные показатели по численности за счет профессий интересных, имеющих ценность в повседневной жизни, по которым не составляет труда укомплектовать учебные группы.

Безработные, зарегистрировавшись в службе занятости, не сразу получают возможность быть направленными на обучение. Это подтверждают опросы безработных, прошедших профессиональную подготовку. Как правило, им предлагают пройти обучение не ранее, чем через 6 месяцев с момента регистрации. Известны случаи, когда этот срок затягивался до 12 месяцев.

Раньше обучение в течение первых 6 месяцев регистрации в качестве безработного было для него материально невыгодно, поскольку во время обучения человек получал небольшую стипендию вместо пособия по безработице (а его размер в этот период максимален). С 1999 г. порядок выплаты стипендии был изменен. Стипендия стала исчисляться как процент от средней зарплаты безработного, и фактически стала равна пособию по безработице (первые 6 месяцев - 75%). Поэтому безработный, направленный на обучение, теперь ничего не теряет. Но такой порядок исчисления становится невыгодным службе занятости. В этом случае большие стипендии бременем ложатся на бюджет, предназначенный для профподготовки, поскольку пособия по безработице начисляются по другой статье бюджета. Увеличение затрат в расчете на одного обучающегося за счет больших стипендий реально приводит к снижению числа граждан, направляемых на профподготовку, что противоречит интересам службы занятости - охватить обучением наибольшее число безработных.

Более того, это затрудняет выполнение контрольных показателей по денежным затратам и количеству обученных за конкретный период. Известны случаи, когда человек, имеющий перед обращением в службу занятости высокооплачиваемую работу, в течение года не имел ни одного предложения работы и при этом не направлялся на обучение. Экономя средства, сотрудники службы занятости дают направление, как правило, только после того, как размер возможной стипендии безработного сведется к минимуму. Поэтому до сих пор на повышение квалификации и обучение чаще всего направляются длительно неработающие граждане.

Профподготовке предшествует профессиональное консультирование и отбор. Целью профессионального консультирования является определение сферы предпочтительной деятельности с учетом профессиональных и личностных качеств безработного и ситуации на рынке труда. Особенно в такой услуге нуждаются молодые люди, не имеющие опыта работы, а также нередко лица среднего возраста, перед которыми стоит необходимость смены профессии. Профотбор предполагает выявление степени соответствия индиви- дуально-психологических особенностей человека требованиям выбранной профессии. Заключения профконсультантов и психологов носят рекомендательный характер.

Критериями отбора является наличие общих способностей к обучению, а также некоторых индивидуально-психологических качеств, необходимых для успешного овладения избранной профессией. Однако главенствующим критерием выступает наличие у безработного желания пройти обучение или переподготовку.

Процедуры отбора (тестирование с использованием особых методик) проводятся при направлении лишь на высококвалифицированные специальности.

Основанием для направления человека на профессиональное обучение по таким специальностям, как бухгалтер, учитель иностранного языка начальной ступени, врачи и медсестры разной специализации, секретарь-ре- ферент и др. является не только желание безработного, но и уровень его базовой подготовки, опыт работы, предшествующий направлению на профессиональное обучение, так как эти курсы рассчитаны на повышение квалификации и расширение профессиональных возможностей в рамках уже имеющейся специальности. Для большинства же профессий требования к образованию и предыдущему опыту работы не предъявляются.

Взаимоотношения с безработными, направляемыми на профессиональное обучение, служба занятости строит на договорной основе. Существует несколько видов договоров. 1.

Договор на подготовку, переподготовку, повышение квалификации безработного гражданина (подписывают гражданин и служба занятости).

По этому договору служба занятости обязуется организовать обучение и выплачивать стипендию. Гражданин обязан пройти полный курс обучения в соответствии с графиком, по окончании сдать экзамен и получить документ, удостоверяющий приобретение профессии (специальности), в случае трудоустройства после окончания обучения в течение 3-х дней представить справку с места работы (на практике последний пункт не выполняется), в случае невыполнения гражданином обязательств по договору без уважительных причин, он может быть отчислен, за неуспеваемость и нерегулярное посещение занятий размер стипендии может быть уменьшен на 25% или приостановлена выплата стипендии сроком до одного месяца. 2.

Договор на обучение, переобучение, повышение квалификации безработного гражданина с возмещением затрат учебного заведения (подписывают гражданин, служба занятости и учебное заведение).

По этому договору гражданин оплачивает 50% стоимости обучения. Такая практика обучения используется, например, для повышения квалификации медицинских работников, состоящих на учете в службе занятости, так как стоимость обучения достаточно высока и не вписывается в нормативы затрат. К обязательствам гражданина по этому договору добавляется возме щение стоимости обучения учебному заведению в размере 50% с каждой стороны. Учебное заведение в соответствии с договором должно предоставить гражданину учебное место при предъявлении направления службы занятости, обучить по профессии (специальности), согласно квалификационным требованиям. 3.

Договор о содействии в организации собственного дела безработным гражданином с условием предварительного профессионального обучения (подписывают служба занятости и гражданин).

Этот договор, помимо вопросов, касающихся обучения, регулирует финансовые отношения службы занятости и гражданина (выделение субсидии, компенсационных выплат на организацию собственного дела, предоставление документов по целевому расходованию средств и ответственность сторон в связи с этими обязательствами). 4.

Договор о профессиональном обучении безработных граждан с последующим трудоустройством (подписывают служба занятости и работодатель, согласовывается с банком).

Служба занятости по такому договору финансирует все затраты, связанные с обучением и выплатой стипендии, причем обучение может производиться не только в образовательных учреждениях, сотрудничающих со службой занятости, но и на учебной базе самого предприятия. Работодатель в этом случае должен забронировать рабочие места для приема безработных, направленных на обучение, и в 7-дневный срок после получения ими документа установленного образца предоставить в службу занятости приказ об их трудоустройстве. Кроме того, работодатель обязуется не производить высвобождение работников, принятых на работу после обучения, в течение 1 года со дня их приема на работу. Здесь же оговаривается порядок возмещения затрат на обучение. В случае невыполнения работодателем обязательств по договору, служба занятости вправе списать все затраты, связанные с обучением, с расчетного счета предприятия. Такой договор для службы занятости наиболее предпочтителен, поскольку он реально решает вопрос с трудоустройством граждан, прошедших обучение. На сегодняшний день это самый эффективный путь расходования средств на обучение.

Заключая со службой занятости договор на обучение, безработный заполняет стандартное заявление. В заявлении указывается причина, по которой он желает переобучаться: -

нет возможности трудоустроиться по имеющейся профессии (специальности); -

отсутствует необходимая для трудоустройства квалификация; -

утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности); -

требуется повышение квалификации по имеющейся профессии (специальности).

В этом же заявлении отмечается предполагаемый вариант (1 из 4) трудоустройства после обучения: -

буду самостоятельно заниматься поиском работы; -

буду трудоустраиваться согласно договору с предприятием (гарантийное письмо); -

организую собственное дело; -

займусь индивидуальной трудовой деятельностью.

Этот момент очень важен. В соответствии с законодательством, граждане, прошедшие обучение и не сумевшие найти работу, вновь признаются безработными в установленном порядке. Заполняя заявление вместе с договором, большинство граждан расценивают его как продолжение договора, а отмеченный вариант трудоустройства после обучения - как свое обязательство перед службой занятости. Работники службы занятости не стараются внести ясность и объяснить права безработных, что вполне понятно. В результате граждане, прошедшие обучающий курс и не сумевшие найти работу, не возвращаются в службу занятости (во всяком случае, в первые 3 недели, пока их возврат отслеживается). Только встав повторно на учет в службе занятости в течение 3 недель со дня окончания курсов, человек попадает в категорию нетрудоустроенных после обучения, ухудшая статистику службы занятости. Поскольку связь с гражданами после прохождения курса обучения практически утрачивается, человек, не вставший на учет, считается условно трудоустр оенным.

Такой порядок оценки эффективности обучения объясняет высокую результативность трудоустройства в отчетности службы занятости (в некоторых случаях ее оценивают до 95 %), что в большинстве случаев не соответствует действительности.

В 2015 году Московский департамент труда и занятости объединился с Департаментом социальной защиты населения. В настоящий момент Департамент труда и соцзащиты населения г. Москвы состоит из двух подведомственных учреждений:

1. Государственное казенное учреждение "Центр занятости населения г. Москвы".

2. Государственное казенное учреждение "Центр занятости молодежи г. Москвы".

Сегодня в 11 административных округах столицы расположены 53 отдела трудоустройства.

Подробнее о ЦЗН

Центры занятости созданы для реализации государственной политики по обеспечению трудоустройства граждан РФ.

Основные направления деятельности ЦЗН:

  1. Предоставление консультаций по вопросам:
    • предложения и спроса на рынке труда;
    • законодательства, регулирующего занятость и трудовые отношения;
    • возможности профессионального обучения, трудоустройства, открытия собственного бизнеса, выбора специальности, участия в общественных работах.
  2. Информирование о вакантных должностях и помощь в выборе оптимальных вариантов трудоустройства.
  3. Бесплатные курсы, семинары. Организация безвозмездного обучения новым профессиям граждан, состоящих на учете в статусе безработных и изъявивших желание пройти образовательную программу за счет средств федерального или муниципального бюджета.

В соответствии со ст. 23 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» профессиональное обучение и дополнительное профобразование по направлению органов службы занятости возможно для безработных граждан, а также для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.

Какие бесплатные курсы предлагают ЦЗН

Подробную информацию следует уточнять у работников центра. Крайне редко ЦНЗ проводят бесплатные дистанционные курсы или онлайн-семинары. Однако здесь можно пройти очное профессиональное обучение. Перечень образовательных программ ежегодно корректируется в соответствии с потребностями рынка труда.

Например, по направлению ЦЗН можно пройти такие бесплатные курсы в Москве:

Отдельное направление образовательных программ в ЦЗН – специальности среднего медицинского персонала:

  • рентгенолог;
  • лаборант диагностического кабинета;
  • фельдшер, медицинская сестра (медбрат);
  • специалист по медицинскому массажу;
  • тренер по лечебной физкультуре;
  • физиотерапевт.

Перейти на официальный сайт

Вы встали на учет в местном центре занятости и пока не получили интересного предложения по вашей профессии? Биржа труда вам нужна для поиска постоянного места работы? В таком случае попробуйте получить дополнительное профессиональное образование. Специальные курсы от службы занятости полезны по таким причинам:

  • предложенные профессии обычно востребованы и актуальны на рынке труда;
  • есть возможность открыть для себя новую сферу и себя – в новой сфере;
  • новые знания точно не повредят;
  • обучение проходит за счет государства;
  • «студенту» выплачивается стипендия.

Обучение на курсах проводят не сотрудники центра занятости, а специалисты учебных заведений, выигравших конкурс. Безработному могут предложить не только переобучение, но и повышение квалификации по его специальности. Еще одна корочка не помешает, например, при трудоустройстве бухгалтером. Работодатель часто ищет сотрудника с опытом, которого у выпускников высших и других учебных заведений недостаточно.

Но есть у этой образовательной программы и минусы:

  1. Центру занятости всё равно, какой специальности вас учить. Чтобы поступить на курс по профессии, которая вам интересна, возможно, понадобится ждать.
  2. Техническая база в учебных заведениях часто скудная и устаревшая, особенно в регионах.
  3. После переобучения диапазон предлагаемых рабочих мест расширяется. Откажетесь от нескольких низкооплачиваемых вакансий – служба занятости лишит вас государственного пособия безработным.

Какие курсы предлагает центр занятости

Перечень предложений для переобучения или повышения квалификации в региональных центрах занятости широк: порядка 40-70 профессий. Наиболее можно объединить в такие категории:

  1. Экономика: бухгалтер; аналитик; аудитор и др.
  2. Рабочие специальности: сантехник; слесарь; токарь; автослесарь; водитель производственного транспорта; машинист различного профиля; каменщик; шлифовщик; плотник; маляр и др.
  3. Сфера обслуживания: повар; охранник; секретарь; кассир; деловод; парикмахер; лифтёр; оператор связи и др.
  4. Социальная сфера: соцработник; психолог; воспитатель.
  5. Предпринимательство.
  6. IT: веб-дизайнер; системный администратор.
  7. Творчество и образование: ландшафтный и фитодизайн; английский язык.
  8. Менеджмент, логистика.
  9. Медицина: медсестра, сестра-сиделка.

Внимание! В разных населенных пунктах и районах список отличается из-за особенностей местного рынка труда и возможностей учебных заведений. Поэтому точный перечень вам дадут только в вашем центре занятости.

Как поступить на курсы переобучения

Курсы длятся от 1 до 6 мес. Набор групп, старт и окончание обучения проходит в разное время года, не обязательно в сентябре или январе. Кроме того, существуют очереди в популярные группы подготовки. Поэтому попасть в программу по интересной вам профессии может повезти сразу, а может и спустя месяцы. Также после постановки на учет в центре занятости вам вряд ли быстро предложат присоединиться к образовательным курсам.

Первоочередное право получить направление имеют:

  • инвалиды;
  • безработные, которые находятся на учете более 6 мес.;
  • люди, уволенные с работы;
  • уволенные военнослужащие и их супруги;
  • граждане, которые ищут первое место работы, а также не имеющие профессии, в т.ч. выпускники школ.

Совет. Люди, имеющие опыт профессионального переобучения, советуют настойчиво добиваться в центре занятости направления на интересующий вас курс. Также стоит узнать, на чьей материальной базе будут проходить занятия. Для большинства специальностей отдавайте приоритет ВУЗам.

В процессе обучения безработным выплачивается стипендия. Предусмотрены одноразовая материальная помощь (по запросу), а также компенсация за проезд и проживание, если центр занятости направил вас на курсы в другую местность. Все выплаты могут урезать или приостановить, если человек перестает посещать занятия. После успешного окончания программы выдается документ государственного образца, подтверждающий получение новой профессии.

Центр занятости: видео

Каждому гражданину, получившему статус безработного, предоставляется возможность не только получить государственную поддержку в виде социальных выплат, но и пройти курсы переподготовки. Девятая и двенадцатая статья Закона «О занятости населения» предусматривает, какие курсы можно закончить от центра занятости.

Законодательная база

Деятельность биржи труда регулируется:

  • Международными документами относительно занятости населения, ратифицированными РФ в установленном порядке;
  • Кодексом о труде;
  • Федеральным законом о занятости;
  • Другими нормативными актами, предусматривающими порядок предоставления государственной поддержки отдельным категориям людей.

Чем поможет биржа

ЦЗН ведет учет людей, занимающихся поиском работы, способствует их трудоустройству, а также выплачивает пособие лицам, получившим статус безработных. Подобные выплаты начисляются на определенный срок, а их размер зависит от средней заработной платы на предыдущем месте работы, а также времени, на протяжении которого гражданин не работает.

Функции трудовых бирж:

  • Постановка на учет лиц, не имеющих постоянного места работы;
  • Помощь в трудоустройстве;
  • Оформление выплат безработным;
  • Направление незанятых лиц на обучение, переобучение или повышение квалификационного уровня;
  • Подготовка и реализация специальных программ (оплачиваемые общественные работы, другие меры по трудоустройству);
  • Профессиональная и социальная адаптация безработных (психологическая помощь, курсы по переквалификации).

Кого направляют на обучение

ЦЗН вправе предложить гражданину получить другую профессию, если:

  • Человек не имеет никакой профессии;
  • Гражданину следует переквалифицироваться из-за отсутствия работы по специальности;
  • Лицо не может работать по квалификации, которую имеет.

Бесплатные курсы в центре занятости населения могут помочь:

  1. Найти работу;
  2. Открыть свое дело;
  3. Поднять конкурентоспособность на профессиональном рынке.

Льготная очередь на прохождение курсов ЦЗН

Первоочередное право бесплатно пройти обучение от Центра занятости имеют получившие статус безработного:

  • Лица с инвалидностью. При предоставлении акта ВКК о том, что заболевание мешает человеку заниматься определенным видом деятельности;
  • Члены семьи (родители, усыновители, попечители) ребенка-инвалида;
  • Граждане, имеющие статус безработного более полугода;
  • Военные пенсионеры, а также их супруги;
  • Лица, получившие свидетельство об окончании общеобразовательной школы (лицея, гимназии);
  • Впервые обратившиеся за помощью в поиске работы.

Чему обучат курсы ЦЗН

Согласившись пройти курсы от биржи труда, гражданин сможет приобрести одну из свыше пятидесяти специальностей. Выбор профессии зависит от региона проживания. Рынок труда Москвы и районного центра имеют разные потребности в квалифицированных кадрах.

Приоритетными являются такие специализации:

  1. Экономическое направление:
  • Бухгалтера;
  • Ревизор;
  • Аудитор;
  • Слесарь;
  • Фрезеровщик;
  • Сантехник;
  • Плиточник;
  • Токарь;
  • Сборщик мебели;
  • Комплектовщик;
  • Оператор механизмов;
  • Помощник руководителя;
  • Кондитер;
  • Парикмахер;
  • Мастер маникюра;
  • Официант;
  • Пекарь;
  • Бармен;
  • Лифтер;
  1. Частное предпринимательство;
  2. Компьютерные технологии:
  • Программист;
  • Верстальщик сайтов;
  • Графический дизайнер;
  • Медсестра (медбрат);
  • Фармацевт.

Точную информацию относительно перечня специальностей, на которые можно бесплатно переучиться, предоставит местная биржа труда.

Как попасть на курсы

Длительность обучения составляет от одного месяца до полугода. Начало учебы зависит от формирования групп.

Некоторые квалификации пользуются повышенным спросом, поэтому в такие группы существует очередь. Если вас заинтересовала определенная специальность, начала обучения придется подождать.

К ому же сразу после постановки на учет, сотрудник биржи труда не сразу предложит пройти переобучение.

Перечень документов

Чтобы попасть на курсы от центра занятости, соискатель должен предоставить необходимые документы:

  • Заявление соискателя;
  • Документ, подтверждающий личность (паспорт);
  • Трудовая книжка (при наличии);
  • Свидетельство о приобретенной профессии (аттестат, диплом, свидетельство о прохождении курсов, водительские права);
  • Справка о доходах за квартал (для лиц, имевших работу);

Если вы записываетесь на обучение повторно, понадобятся:

  • Гражданский паспорт;
  • Документ о назначении индивидуальной программы по реабилитации (для лиц с инвалидностью).

Процесс обучения

Не так давно биржи труда начали работать по новой схеме переобучения. Новая система модулей позволяет обучить соискателей необходимым профессиональным навыкам в кратчайший срок. Многие преподаватели проводят занятия в доступной игровой форме. Некоторые гуманитарные дисциплины абитуриенты изучают самостоятельно.

Для повышения квалификации или приобретения новой профессии используется очная форма учебы. Теоретические занятия чередуются с практической отработкой полученных навыков. Курсы предполагают как индивидуальные, так и групповые занятия. Чаще всего это зависит от набора групп.

После окончания курсов, абитуриенту предлагают пройти экзамен для получения сертификата. Проходит он в устной или письменной форме (по желанию соискателя). Свидетельство о прохождении курсов имеет информацию о присвоении разряда или квалификации.

Пособия в период обучения

На время обучения за соискателем сохраняется пособие, предусмотренное законодательством. Размер пособия не зависит от статуса гражданина, имеет значение только присвоение ему статуса безработного.

Материальная помощь не начисляется или ее выплата прекращается, если:

  • Гражданин самовольно прервал процесс обучения;
  • Абитуриента отчислили с курса учебы;
  • На период болезни;
  • На время декретного отпуска.

Преимущества и недостатки курсов от ЦЗН

Выделяют такие преимущества прохождения бесплатной переподготовки от биржи труда:

  • Курсы предлагают овладеть профессией, востребованной у работодателей;
  • Можно попробовать сменить сферу деятельности и в ней преуспеть;
  • Получение новых навыков, которые никому не повредят;
  • Процесс учебы абсолютно бесплатен для соискателя;
  • Безработный получает «стипендию» – материальную помощь от государства.

Обратите внимание, изучать профессию вы будете не с сотрудниками ЦЗН, а с преподавателями учебных заведений, выигравших тендер на предоставление таких услуг. Гражданин может не только переучиться, но и повысить квалификацию по имеющейся специальности. Любой сертификат о повышении профессионализма – ваш бонус при устройстве на работу.

Конечно, есть в этой «бочке меда и ложка дегтя». Соглашаясь на курсы от ЦЗН, помните:

  • Сотрудникам биржи не интересно, какой профессией вы овладеете. Чтобы стать студентом интересующего вас курса, придется подождать;
  • Уровень преподавания в регионах оставляет желать лучшего. Поэтому каким количеством знаний вы овладеете, зависит прежде всего от вас;
  • Получив новую специальность, вы получите новые предложения о трудоустройстве. Но они могут разочаровать вас размером заработной платы. А отказ от нескольких предложенных вакансий может стать причиной отказа в выплате пособия.

Соискатели, уже прошедшие курсы переквалификации от ЦЗН, советуют выбирать специальность, представляющую для вас интерес и отдавать предпочтение занятиям с преподавателями высших учебных заведений.

Бесплатные курсы в Центре занятости населения ориентированы на профессиональную переподготовку кадров для их успешного трудоустройства. Каждый желающий безработный гражданин имеет право зарегистрировать свой статус на бирже труда и пройти обучение.

Какие курсы предлагает Центр занятости

Центр занятости - это государственное учреждение, ориентированное на оказание помощи людям, нуждающимся в работе. В базе учреждения собраны вакансии, которые предлагаются безработному населению.

Зарегистрированным безработным от биржи труда выплачивается пособие, каждый месяц. Также граждане имеют право на прохождение бесплатных курсов профессиональной переподготовки.

Право на прохождение бесплатного обучения от Центра занятости даётся на основании ФЗ № 1032 «О занятости населения в РФ» от 19.04.91 года, ст. 9 и ст. 12. В них указывается, что все безработные имеют право:

  • на свободный выбор своей профессии;
  • на защиту от безработицы;
  • на полную информацию о том, какова ситуация на рынке профессий;
  • на безвозмездное содействие в поиске работы.

Скачать для просмотра и печати:

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Перечень учебных направлений:

  • информационные системы;
  • информационные технологии;
  • охрана;
  • кассир;
  • кладовщик;
  • парикмахер;
  • машинист крана;
  • продавец;
  • менеджер в сфере туризма;
  • водитель (категории С и В);
  • повар;
  • портной.

Внимание! Данный список может изменяться в зависимости от места расположения биржи труда. Точный перечень учебных направлений можно уточнить в Центре занятости населения по месту жительства.

Срок обучения составляет от 1 месяца до полугода. По окончании учёбы обучающимся выдаётся диплом о профессиональном повышении квалификации.

Переобучение в Центре занятости населения доступно гражданам, имеющих статус безработных в течение 6 месяцев и дольше. Цель переобучения - получение новых навыков и умений для успешного трудоустройства, если предыдущее образование не способствовало улучшению рабочей ситуации.

Внимание!

Люди имеют право самостоятельно выбирать направление профессионального обучения. В период учёбы выплата ежемесячного пособия не прекращается.

После обучения специалисты из Центра занятости будут предлагать гражданам подходящие вакансии для трудоустройства.

Если человек не может самостоятельно выбрать специализацию, на бирже труда ему будет предоставлена бесплатная консультация по выбору профессии, беседа со специалистом и необходимые тесты.

Перечень ситуаций, в которых Центр занятости отправляет на обучение:

  • отсутствие какой-либо квалификации;
  • необходимо повышение квалификации для трудоустройства;
  • для успешного трудоустройства требуется кардинальная смена профессии.

Прохождение курсов направлено на:

  • эффективное трудоустройство;
  • открытие своего бизнеса;
  • повышение профессиональной конкурентоспособности на трудовом рынке.

Как поступить на курсы для переобучения

Пройти учёбу от биржи труда имеют право все безработные, состоящие на учёте в данном учреждении. Если человек не зарегистрирован в Центре занятости в качестве безработного, бесплатно поступить на курсы переподготовки специалистов он не сможет.

После того, как гражданин определится со специализацией, ему потребуется заключить с биржей труда определённый договор. Только после этого учебная программа станет ему доступна.

Для поступления на обучение требуется собрать пакет документов:

  • заявление;
  • удостоверение личности;
  • если ранее человек работал, понадобится трудовая книжка;
  • свидетельство о ранее пройденном обучении (диплом, аттестат, удостоверение, сертификат);
  • если ранее гражданин работал, нужна справка о доходах (за 3 месяца);
  • если гражданин является инвалидом, обязательно требуется программа реабилитации.

Если гражданин желает повторно пройти обучение, ему потребуется представить только программу реабилитации, если он инвалид, и удостоверение личности.

Внеочередное право на бесплатное обучение

Вне очереди на прохождение курсов имеют право следующие категории граждан:

  • получившие статус инвалида (если имеется медицинское заключение о необходимости смены профессии);
  • усыновители, родители, опекуны ребёнка, имеющего статус инвалида;
  • граждане, которым не удаётся трудоустроиться более 6 месяцев (обязательное условие - учёт в Центре занятости);
  • военнослужащие с жёнами после их увольнения;
  • граждане, закончившие учебные заведения и трудоустраивающиеся в первый раз.

Благодаря прохождению курсов, человек может реализовать себя в новой профессиональной деятельности, удачно трудоустроиться либо поменять тяжёлые условия работы на оптимальные.

Преимущества и недостатки переобучения от Центра занятости

У переобучения от биржи труда имеются свои достоинства и недостатки. Разберём преимущества:

  • получение пособия;
  • новые профессиональные навыки;
  • возможность трудоустроиться на новую работу;
  • специальные программы для инвалидов и судимых граждан.

Что касается минусов, то они такие:

  • востребованные направления всегда наполнены желающими обучаться, поэтому периодически приходится ждать нового набора;
  • программа профессионального обучения на бесплатных курсах может быть не новейшей, что означает необходимость самостоятельного частичного обучения;
  • с биржи труда гражданин снимается после того как два раза отказался от предложенных вакансий.

Выплата пособия во время переобучения

Во время обучения на курсах гражданам выплачивается стипендия и оказывается материальная помощь. Если во время учёбы гражданин заболевает, ему выплачивается пособие (в том случае, если больничный лист подтверждён Центром занятости).

Если человек пропускал занятия на курсах либо имел плохую успеваемость, стипендия ему может быть отменена на срок в один месяц, либо снижена на 25%.

Прекращение выплаты стипендии происходит в следующих случаях:

  • обучение успешно завершено;
  • с курсов было произведено отчисление учащегося по собственной вине;
  • учащийся самовольно решил бросить учёбу.

Внимание! Во время отпуска по родам и по беременности, стипендия не выплачивается. Интересный факт! Обучение на курсах и работу можно совмещать, если это не вредит учебному процессу.

Если гражданин направляется для прохождения курсов в другой регион, ему возвращаются средства, которые он затрачивает на проезд, выплачиваются суточные. При необходимости оплачивается съёмное жильё.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Обо всех изменениях в 2018 году будет известно позже. Вы сможете узнать об этом из новостей на нашем сайте. Также информация обновится и в этой статье.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Бесплатные курсы обучения на бирже труда в 2018 году – что это такое

Окончания колледжа и университета зачастую не достаточно для того, чтобы трудоустроиться.

Многие граждане задумываются над тем, какие бесплатные курсы обучения предлагают на бирже труда в 2018 году, для того, чтобы повысить квалификацию и стать востребованным специалистом.

Каждый человек, не имеющий работы, имеет право обратиться за помощью в ближайший центр занятости и начать получать соответствующее пособие.

Если в течение определенного периода времени трудоустроить гражданина не удается, специалист может предложить закончить бесплатные курсы по одному из направлений.

Главные сведения

Государственное учреждение – служба занятости населения, это многофункциональная организация, в которой можно не только найти работу, но и повысить свою квалификацию или получить новые трудовые навыки.

Данная служба имеет отделение в каждом городе России. Обращаясь за помощью в трудоустройстве, гражданин заполняет анкету, в которой указывает, кто он по образованию и какой опыт имеет.

Направление на обучение выдается специалистом в тех случаях, если для этого имеются основания.

Что это такое

Бесплатное обучение по направлению от центра занятости, это важный шаг на пути к тому, чтобы найти хорошую работу.

Данная возможность предоставляется лишь некоторым безработным гражданам, а именно:

  1. Лицам, имеющим группу инвалидности.
  2. Родителям, воспитывающим детей-инвалидов.
  3. Любым гражданам, которые находятся в поиске работы и состоят на учете более 6 месяцев.
  4. Военнослужащим в отставке.
  5. Студентам средних и высших образовательных учреждений.
  6. Гражданам, которые проходили военную службу по призыву, но были уволены в течение трех лет.

В направлении указывается избранная сфера деятельности, место проведения занятий и тип обучения.

Основные направления работы

Центр занятости предоставляет возможность получить образование по следующим направлениям:

  • парикмахерское искусство;
  • охрана;
  • бухгалтерское дело;
  • обслуживание лифтов;
  • туристическое дело;
  • сестринское дело;
  • поварское искусство;
  • складская и транспортная логистика;
  • водитель категории В и С;
  • портняжное искусство;
  • кладовое хозяйство;
  • водитель трамвая или троллейбуса.

Суть курсов переподготовки заключается в том, что человек получает дополнительные знания и улучшает навыки по уже имеющейся профессии, чего обычно достаточно для того, чтобы получить работу.

Занятия проходят не в самом центре, а в том учреждении, которое осуществляет образовательные услуги по условиям договора.

Если гражданин удачно закончит курсы, ему на руки будет выдан соответствующий сертификат.

Какими нормативными актами регулируется

Согласно нормам российского законодательства, каждый гражданин, вставший на учет в службу занятости, имеет право не только на получение пособия, но и на бесплатное посещение образовательных курсов для повышения квалификации.

Это установлено Законом о занятости населения № 1032 – статьями 9 и 12.

Другие законодательные акты, которыми в своей деятельности руководствуется центр занятости:

Приказ Гос. службы занятости №6 – НПА В соответствие с которым проводится конкурс на предоставление субсидий на реализацию различных дополнительных мероприятий по трудоустройству инвалидов. Данная программа проводилась в Забайкальском крае
ФЗ № 36 «О занятости населения» В документе содержатся не только правовые, но и экономические, а также организационные моменты, которые должны применяться центрами по занятости населения. Так, государство обеспечивает трудоустройство граждан и оказывает социальную защиту населению от безработицы
Трудовой кодекс Процесс трудоустройства регулируется статьями 65, 94, 272
Конвекция и Рекомендация МОТ № 159 Международные правовые акты, имеющие отношение к сфере занятости населения

Основные нормы о трудоустройстве содержатся в Конституции России. Нормы действующего законодательства о трудоустройстве распространяются как на россиян, так и на иностранных граждан, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Также, согласно нормам, получить направление на бесплатное обучение могут только те граждане, которых не удалось трудоустроить в течение полугода.

Основная его задача – повышение квалификации человека или предоставление новых знаний, которые впоследствии могут быть им использованы при осуществлении трудовой деятельности.

Что нужно знать при прохождении бесплатных курсов обучения на бирже труда

Прежде, чем получить приглашение на курсы, гражданин должен собрать все документы и встать на учет на бирже труда.

А также ходить по собеседованиям и приносить отказы от работодателей. В ином случае направление не выдается.

Также нужно быть готовым к тому, что по окончании занятий придется все же начать трудовую деятельность.

Если статус безработного признается официально, гражданин получает право на пособие.

Как проходит учебный процесс

Профессиональное обучение граждан по направлению от центра занятости осуществляется по следующей схеме:

Гражданин, прошедший обучение получает возможность сменить условия труда с вредных на нормальные, по собственному желанию или при наличии соответствующих показаний.

В том случае, если место занятий находится далеко от дома, гражданину полагается компенсация:

  1. Осуществляется возврат денежных средств, потраченных на проезд до места обучения и обратно.
  2. Могут быть выданы суточные за то время, когда гражданин следовал к месту учебы и домой.
  3. Компенсация за аренду жилья на период обучения в другом регионе.

Пройденное обучение является гарантией того, что гражданин будет трудоустроен на другом месте или получит работу впервые в жизни в соответствие со своими пожеланиями.

Какие вакансии могут предложить

На курсах повышения квалификации или обычных общеобразовательных, можно получить одну из следующих профессий:

  1. Помощник юриста – правовед (повышение квалификации).
  2. Бухгалтер.
  3. Швея.
  4. Визажист – парикмахер.
  5. Повар.
  6. Лифтер.
  7. Массажист.
  8. Медицинский работник.
  9. Программист.
  10. Менеджер по туризму.
  11. Водитель.
  12. Работник склада.

По окончании обучения на руках у гражданина имеется сертификат, по которому он может трудоустроиться.

Центр занятости будет предлагать вакансии в соответствие с полученным дополнительным образованием.

Кто имеет право на переквалификацию

Право на переобучение получают те граждане, которые не смогли найти работу, несмотря на то, что в течение полугода состояли на учете в службе занятости и регулярно посещали собеседования по своей основной специальности.

Основная цель переквалификации – дать возможность гражданину получить профессиональные навыки в другой сфере деятельности для того, чтобы в дальнейшем он мог трудоустроиться и получать доход.

Эта мера необходима в том случае, если по первой специальности попасть на работу оказалось невозможно.

Пособие при этом начисляется ежемесячно, до того момента, пока не будет пройдено переобучение и не найдется подходящая работа с тем уровнем зарплаты, который устроит гражданина.

Особенности переквалификации:

Обучение может быть начато после того, как будет заключен соответствующий договор с центром занятости.

Документы, которые потребуются

Чтобы поступить на бесплатные курсы по выбранной профессии, необходимо подготовить пакет документов:

  1. Заявление от лица, состоящего на учете в центре занятости, составленное по выданному шаблону.
  2. Паспорт гражданина России и копии основных страниц.
  3. Если ранее лицо уже осуществляло трудовую деятельность предоставляется подлинник трудовой книжки.
  4. Документ, выданный после окончания учебного заведения – аттестат и диплом.
  5. Также лица, уже имеющие опыт работы, должны предоставить выписку о доходе, получаемом за последние три месяца на последнем месте.
  6. Если лицо имеет право на льготное обучение в связи с инвалидностью – предоставляется справка МСЭ и индивидуальная программа реабилитации, в которой указано, какие виды труда показаны или противопоказаны.

С момента подачи заявки может пройти некоторое время, прежде чем начнется набор на занятия по повышению квалификации.

Основные плюсы заключаются в том, что даже лица с судимостью и инвалидностью могут найти работу.

До тех пор, пока они не будут трудоустроены, им полагается пособие, размер которого не равен средней заработной плате, но все же позволит покупать продукты питания и некоторые необходимые вещи.

Выплачиваются ли пособия во время прохождения

Если гражданин отправляется специалистом центра занятости на обучение, ему гарантированно выплачивается стипендия.

Занятия проходят в специально отведенных для этого местах – классах и подготовительных центрах, с которыми бюро по трудоустройству заключило договор о сотрудничестве.

После того, как процесс обучения завершается, выплата стипендии прекращается и гражданин продолжает ходить на собеседования.

При этом шансы на успешное трудоустройство в разы повышаются. На период обучения гражданин получает:

  1. Стипендию в установленном размере по нормам законодательства.
  2. Материальную помощь.

Также выплаты могут осуществляться в том случае, если гражданин является временно нетрудоспособным, что подтверждается больничным листом.

Данный документ выписывается работником медучреждения в адрес центра по трудоустройству.

Если человек посещает занятия нерегулярно или показывает плохие результаты, общий размер стипендии может быть снижен на 25%.

Полное прекращение выплат возможно в нескольких случаях:

  • окончание процесса обучения;
  • отчисление;
  • самовольный уход с занятий.

Если женщина забеременела и оформила отпуск по беременности и родам, выплата стипендии также не осуществляется.

Отдельные категории граждан имеют право не только на прохождение бесплатного обучения, но и на последующее трудоустройство по полученной профессии. Специалист центра занятости предложит несколько программ на выбор.

Бесплатное обучение от центра занятости: специальности, отзывы

Служба занятости предоставляет не только работу для людей, но и обучение. Если своя профессия не очень востребованная, то можно освоить новую. Обычно такие центры предлагают несколько специальностей, из которых можно выбрать подходящую для себя.

Обучение от центра занятости позволяет получить документ, с помощью которого можно устроиться на работу. Причем все это предоставляется бесплатно, поскольку для безработных это финансируется бюджетом. Необходимо лишь знать, что для этого требуется.

Плюсы переквалификации

После потери работы человек обычно обращается на биржу труда, где предлагаются вакансии. Иногда люди не могут выбрать подходящую специальность. Но для этого есть бесплатное обучение от центра занятости. Преимущества таких курсов заключается в том, что:

  • вакансии востребованные;
  • будет освоена новая профессия;
  • новые знания не будут лишними;
  • обучение бесплатное, поскольку его оплачивает государство;
  • многим категориям граждан предоставляется стипендия.

Обучение от центра занятости проводятся опытными преподавателями, специалистами различных учебных заведений. Безработным предлагается не только переобучение, но и повышение квалификации. Выданный документ послужит для трудоустройства.

Минусы обучения

Но профессиональное обучение от центра занятости имеет и недостатки:

  • не всегда есть интересные вакансии, иногда подходящие приходится ждать достаточно долго;
  • техническая оснащенность во многих регионах не такая богатая;
  • если после обучения отказаться от нескольких вакансий, то безработному не выплачивают пособие.

Поэтому следует тщательно подумать, прежде чем записываться на обучение от центра занятости. Отзывы свидетельствуют о необходимости переподготовки, ведь после этого появляются возможности трудоустройства. Многие граждане рады получить бесплатное обучение по интересующей специальности, тем более, что оно проводится в удобное время. Большинство людей курсы привлекают из-за отсутствия платы.

Все же есть и такие отзывы, свидетельствующие о малоэффективности переподготовки. На бирже не всегда могут предложить интересную для человека профессию. И тогда приходится ждать нужной вакансии достаточно долго.

Кому требуется обучение?

Бесплатные курсы при центре занятости для безработных положены по законодательству России. На них могут записаться все безработные граждане. Обучение выполняется в следующих случаях:

  • отсутствие квалификации;
  • сложности с подбором вакансии;
  • необходимость изменения профессии;
  • невозможность гражданина выполнять свою работу.

Главной целью курсов является дальнейшее трудоустройство, повышение конкурентоспособности, открытие своего бизнеса.

Виды профессий

Список предложений для переподготовки достаточно богатый. Во многих центрах он достигает 70 профессий. Самыми популярными являются следующие сферы:

  • экономическая: бухгалтер;
  • рабочая: сантехник, слесарь, токарь;
  • обслуживание: повар, охранник, секретарь;
  • социальная: психолог, воспитатель;
  • предпринимательство;
  • IT: дизайнер;
  • творческая и образовательная;
  • менеджмент;
  • медицинская.

В каждом регионе перечень профессий может отличаться, все зависит от рынка труда региона, а также наличия учебных заведений и преподавателей.

Во многих организациях можно пройти обучение на сварщика от центра занятости. Курсы бухгалтеров тоже являются востребованными, поскольку с этой специальностью сотрудники требуются практически везде.

Всю необходимую информацию можно получить только в центре занятости.

У каждого человека есть право выбора специальности, никто не может произвольно записать его на обучение любой профессии. При желании можно не идти на курсы, а ждать появления подходящей вакансии.

Особенности поступления

Срок обучения длится 1-6 месяцев в зависимости от программы. Группы набираются в разное время года. В некоторых заведениях есть очереди, благодаря чему можно обучиться на желаемую профессию.

Курсы бухгалтеров – самое востребованное направление, поскольку оно предоставляет возможность выгодного трудоустройства. Профессия эта всегда ценится, и тем более такие сотрудники получают высокую и стабильную зарплату. Распространено обучение мам в декрете от центра занятости. В этот период они получают пособие и осваивают новую профессию.

Льготы в обучении

Хоть право повышения квалификации есть у всех безработных граждан, все же есть приоритетные группы лиц, которым отдается большее предпочтение:

  • инвалиды;
  • безработные, стоящие на учете больше 6 месяцев;
  • уволенные граждане;
  • потерявшие работу военнослужащие и их семьи;
  • выпускники школ.

Таким людям центр занятости предлагает все имеющиеся профессии, из которых можно выбрать понравившиеся. Государству важно трудоустроить их в первую очередь.

Если есть опыт профессионального обучения, то в центре занятости надо требовать поступление на необходимый курс. Также важно узнать, откуда финансируется такое повышение квалификации.

Обучение от центра занятости для многих граждан осуществляется с выплатой стипендии. Также предоставляется одноразовая материальная помощь, компенсация проезда, проживания, если есть необходимость пребывания в другой местности.

Средства могут и не выплачивать, когда человек не посещает обучение. После этого предоставляется документ, подтверждающий получение специальности. С ним можно трудоустраиваться.

В декрете

Обучение от центра занятости предлагается и для молодых мам, которые находятся в декрете. Важно, чтобы ребенку было до 3 лет, а у женщины официальное трудоустройство.

Необходимо соблюдение следующих условий:

  • обращаться нужно только в тот центр занятости, который закреплен по месту жительства;
  • обучение предоставляется только тогда, если оно одно во время отпуска по уходу за ребенком;
  • на момент окончания обучения отпуск еще должен быть действительным;
  • если нет работы по неполному рабочему дню или на дому.

Что требуется из документов?

Прежде чем приступить к обучению, в центре занятости предлагают собрать список документов:

  • заявление;
  • паспорт;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • копия документа, подтверждающая декретный отпуск.

Какие услуги предоставляются?

Центром занятости предлагается полноценное обучение, в которое входят следующие услуги:

  • профессиональное ориентирование: есть возможность прохождения теста, на основе которого будет выбрана подходящая специальность;
  • ознакомление с рынком труда, предоставляющим возможности трудоустройства;
  • направление на обучение.

Виды обучения

В зависимости от необходимости выбираются следующие виды обучения:

  • Подготовка: за короткое время происходит приобретение навыков.
  • Переподготовка: изучаются программы для получения дополнительных знаний, умений и навыков.
  • Повышение квалификации: совершенствование личных знаний, умений и навыков по полученной профессии.

В центре занятости профессии подбираются на основе пожеланий, а также имеющегося образования, профессиональной квалификации, времени отпуска.

Где происходит обучение?

Обычно его осуществляют вузы, образовательные учреждения, сотрудничающие с центром занятости. Перечень заведений должны быть предоставлены работниками биржи труда или на их сайте.

Иногда на обучение отправляют в другой город. В этом случае положена компенсация расходов за проезд и проживание. Все это подтверждается документально.

Как выполняется обучение?

По формам обучение бывает:

  • очным;
  • очно-заочным (вечерним).

Занятия могут проходить в индивидуальной и групповой форме. Также практикуется дистанционное обучение. Длительность курсов зависит от программы, но обычно она не больше 6 месяцев.

Особенности трудоустройства

После обучения можно устроиться, но следует знать, как правильно это сделать, чтобы найти подходящую вакансию. Работодатели выдвигают определенные требования к соискателям. Это связано с тем, что сотрудник будет выполнять одну из важных работ по развитию предприятия или компании. Поэтому к соискателям выдвигаются следующие требования:

  • Образование: предпочтительнее средне-специальное или высшее.
  • В некоторых вакансиях требуется знание иностранного языка.
  • Опыт работы: важен практически везде.

Если по всем критериям человек подходит, то его обязательно возьмут на работу. Также могут требоваться дополнительные навыки: вождение машины, знание английского языка. Эту информацию в резюме надо указать честно, поскольку неправда все равно будет выявлена.

Составление резюме

При поиске работы важно правильно составить резюме. Главной информацией в нем считается:

  • адрес;
  • семейное положение;
  • образование;
  • гражданство.

Резюме должно включать наличие дополнительных навыков. Нередко это помогает подобрать подходящую работу. К ним можно отнести знание языков, пользование компьютерными программами, вождение автомобиля.

После обучения можно получить направление на работу. Необходимо взять характеристику по прохождению практики. В резюме надо включить даже подработку, если такая была. Если же опыта нет, то это следует указать.

Собеседование

Если резюме работодателя устроило, то он приглашает соискателя на собеседование. Чтобы подготовиться к этому мероприятию, необходимо воспользоваться следующими советами:

  • вести себя надо уверенно;
  • голос должен быть твердый, а улыбка спокойная;
  • интервьюеру надо смотреть в лицо;
  • отвечать на вопросы следует честно;
  • желательно выбрать сдержанную одежду;
  • женщинам макияж надо делать неброский;
  • украшений в образе должны быть в небольшом количестве.

Даже при отсутствии опыта работы можно устроиться, если зарекомендовать себя. Важно показать желание работать и развиваться дальше. Нередко это позволяет получить желаемую должность.

После обучения центр занятости обычно предлагает несколько вакансий, предоставляя направление на работу. Большинство людей после обучения все-таки находят необходимую вакансию и успешно трудоустраиваются.