Перечень должностей по специальности лечебное дело. Медицинские профессии: список. Профессия медицинская сестра. I. Медицинские работники

В здравоохранении главная роль отводится, конечно же, врачам. Без их умелой квалификационной работы многие пациенты так и оставались бы больными, а кто-то даже и вовсе простился бы с жизнью. Но ничуть не меньше, чем врачи, важны и те сотрудники, которых принято называть средним медицинским персоналом. Кто это такие и какова их роль в спасении жизней и помощи людям?

Что значит средний персонал

Средним медицинским персоналом называются медики, получившие образование не в высших учебных заведениях, а в средних. Они, как правило, выполняют доврачебный уход за больными, а также под непосредственным руководством своего врача осуществляют разные виды деятельности, относящейся к пациентам: санитарную, лечебную, реабилитационную и так далее. Средний медицинский персонал так и называется средним, потому что его работа напрямую зависит от распоряжений врача, который стоит над ним и является его прямым и непосредственным руководителем.

Кто относится к среднему медицинскому персоналу

Ниже мы перечислим все специальности, которые принято называть средним медицинским персоналом, но уточним сразу: это лишь в России. В других государствах в эту категорию входят и некоторые иные профессии.

Итак, в нашей стране средним персоналом в здравоохранении считаются: фельдшер и разновидности должности, санинструктор, медсестра или медбрат, акушер, дантист и/или зубной техник, инструкторы: дезинфектор, по лечебной физкультуре, фармацевт, рентген-лаборант и оптометрист. О каждой из этих профессий чуть более подробно расскажем далее, но сначала о том, какие учебные заведения готовят подобных специалистов.

Я в медсестры пойду, пусть меня научат!

Или в медбраты, или в фармацевты - неважно. Важно другое - куда идти, чтобы научили, чтобы получить желаемую специальность?

Как мы уже упоминали выше, в высших учебных заведениях подобным специальностям не обучают. Нужно идти в среднее специальное, то есть в медицинское училище. Именно там готовят всех вышеозначенных специалистов. Важный момент: в некоторых городах есть отдельные училища для фармацевтов, чаще всего они называются фармацевтическими колледжами. А в некоторых, наоборот, в обычных медицинских училищах предлагают обучение и по данной специальности в том числе.

Как правило, в большинстве училищ (в том числе и медицинских) действует подобная практика: человека, окончившего такое учебное заведение и желающего продолжить обучение в высшем звене, в институт берут сразу на третий или как минимум на второй курс. Все зависит от конкретной программы конкретного учреждения.

Обучение в медицинском училище можно условно разделить на четыре этапа. Это, во-первых, теоретический курс, где будущим специалистам вкладывают в головы азы науки; учебная практика, направленная на отработку полученных навыков и проходящая обыкновенно на манекенах в стенах родного училища; производственно-технологическая практика уже вне его стен, по своему профилю; и наконец, стажировка, она же преддипломная практика, в ходе которой выпускника сразу могут взять на вакантное место в больнице или том учреждении здравоохранения, где он стажируется.

Что нужно для того, чтобы поступить в медицинское училище? Вне зависимости от выбранного профиля (кстати, наиболее популярными направлениями признаны сестринское дело и акушерство) нужны документы об окончании школы - обязательно наличие сертификата ЕГЭ, документ, подтверждающий личность и гражданство, справка о прохождении медкомиссии и шесть фотокарточек размером три на четыре. В некоторых училищах принимают только по результатам ЕГЭ, в некоторых существуют свои вступительные испытания. Уточнять данный вопрос требуется на местах.

Фельдшер

Разговор о специальностях, относящихся к среднему медицинскому персоналу, начнем с фельдшеров, и первый в их списке - санитарный. Также его называют иногда помощником санитарного врача. Кто же это такой, в чем специфика его работы? Скажем далее, но сначала кратко поясним, кого в принципе называют фельдшером. Это медик со средним образованием, имеющий право диагностировать то или иное заболевание, самостоятельно осуществлять необходимое лечение и отправлять больного к требующемуся специалисту. Помощь, которую оказывает фельдшер, называется доврачебной, а специфика его работы по сути ничем не отличается от деятельности терапевта или врача скорой помощи.

Итак, санитарный фельдшер. Фельдшер данной разновидности выполняет профилактическую работу, связанную с предупреждением возникновения возможных заболеваний у населения любого возраста. В его задачи входит обеспечение на предприятиях и в различных учреждениях таких условий труда, при которых люди будут сталкиваться с минимальным воздействием негативных факторов, могущих повлиять на их здоровье. Так, например, именно такой фельдшер отвечает за контроль санитарно-гигиенических условий, за то, чтобы водоемы не подвергались загрязнению, за профилактику возникновения инфекций и так далее. Деятельность среднего медицинского персонала этого плана не только практическая, но и отчасти научно-исследовательская: так, изучают данные специалисты воздействие всевозможных факторов на здоровье и самочувствие человека, проводят разнообразные гигиенические исследования и тому подобное. Как правило, санфельдшеры действительно являются помощниками санитарных врачей, но могут работать и не только ими: трудятся они и помощниками эпидемиологов, например, и на городских эпидемиологических станциях. Зарплата такого специалиста в каждом городе своя, но в среднем по стране составляет порядка двадцати-двадцати пяти тысяч рублей.

Кто относится к среднему медицинскому персоналу еще, так это военный фельдшер. Никаких премудростей здесь нет: это обыкновенный фельдшер, состоящий при этом на военной службе и имеющий воинское звание. Они состоят при всех войсковых частях и имеются также в каждом военно-медицинском заведении.

Интересно, что впервые фельдшеров стали готовить как раз при вооруженных силах. А еще более интересным является тот факт, что первоначально обучали данным премудростям цирюльников - наиболее, конечно, подготовленных. Массовое обучение военных фельдшеров шло в годы Великой Отечественной войны, тогда их задачей было оказание помощи на поле боя. Сейчас же военных фельдшеров готовят в специализированных военно-медицинских заведениях.

Лаборант

Это третья разновидность фельдшера, также относящаяся к среднему медицинскому персоналу. Чтобы получить подобную специальность, необходимо поступать на медико-диагностическое дело или лабораторную диагностику. Соответственно, как можно догадаться по названию профиля, диагностическая деятельность также входит в перечень функций и обязанностей фельдшера-лаборанта. Он трудится в лаборатории - в НИИ, больнице, поликлинике - и занимается там всевозможными видами исследований: биологического материала крови, желудка, спинномозговой жидкости и тому подобного, иначе говоря, проводит анализы. Работает он не один - под непосредственным руководством медиков более высокого звена, и при условии, что у него достаточно опыта, вполне может считаться специалистом «широкого профиля». От того, насколько качественная и грамотная работа фельдшера-лаборанта, во многом зависит то, насколько правильно врач поставит диагноз пациенту и назначит лечение.

Санинструктор

Следующий, кто относится к среднему медицинскому персоналу, это санитарный инструктор.

Как и военный фельдшер, это специализация военно-медицинского характера, но, так сказать, рангом пониже. Они также обучаются в специальных заведениях, также состоят в войсковых частях, также проходят определенную военную подготовку. Задачей санинструкторов является медицинское обеспечение своего подразделения, в том числе средствами личной гигиены, а также оказание помощи больным военнослужащим и контроль за соблюдением гигиенических норм и требований. Санинструктор, кроме того, инструктирует, что следует из самого названия должности, военнослужащих о методах оказания медицинской помощи как себе, так и другим людям. Санинструктор по медицинской части подчиняется фельдшеру, а по военной - начальнику того подразделения, к которому он прикреплен.

Медсестра (медбрат)

Одна из наиболее популярных и востребованных специальностей. Причем, конечно, медсестер в разы больше, нежели медбратьев, однако в последнее время нередко появляются и они. Существуют специальные курсы медбрата, которые тоже набирают популярность. По итогам прохождения этих курсов можно получить множество специализаций - от младшего медперсонала по уходу за больными до массажиста или косметолога. Все зависит конкретно от самих курсов и, разумеется, от разных регионов и городов. Но в целом курсы медбрата (или медсестры) являются хорошим примером получения дополнительной специализации, а следовательно, и дополнительного дохода.

Но вернемся к медсестре и ее функциям. Конечно, они слегка варьируются в зависимости от того, в каком именно учреждении и в каком кабинете (есть разница - физиокабинет или кабинет хирургии) работает специалист, однако в целом совпадают, и общее представление получить можно.

Чтобы получить специальность медсестры/медбрата, необходимо для начала выучиться по направлению "Сестринское дело". Получение подобного образования даст возможность медику осуществлять первичный уход за больными, в том числе оценивать их состояние; выполнять назначения и распоряжения докторов, своих непосредственных руководителей; делать необходимые процедуры, а еще ассистировать при операциях; оказывать неотложную доврачебную помощь и отправлять к специалисту и многое другое. Медсестры и медбратья работают по разным профилям - они нужны всем: и педиатру, и окулисту, и кардиологу... Средняя зарплата среднего медицинского персонала данной сферы по стране составляет порядка тридцати тысяч рублей.

Акушер

Данную специальность не следует путать с врачом акушером-гинекологом, которая относится к высшему медицинскому персоналу. Акушер же, или иначе говоря, фельдшер-акушер - это специалист среднего звена, который оказывает необходимую помощь при родах роженицам, а также беременным женщинам. Акушеров готовят на направлении «Медико-акушерское дело», а после получения соответствующего образования они могут выполнять следующие функции: прием родов, ассистирование при гинекологических операциях, оказание первой помощи по гинекологическому профилю, взятие мазков на анализ, патронаж рожениц и новорожденных и тому подобное.

Поначалу, еще в давние времена, женщины, которые занимались подобной работой, назывались на Руси повивальными бабками, повитухами. Позднее слово «акушер» пришло из французского языка, а сама профессия, ранее довольно редкая, стала более востребованной и вышла на первый план.

Дантист (зубной техник)

Как ни удивительно, но кто относится к среднему медицинскому персоналу еще, так это дантист. Казалось бы, он же вроде как врач! Почему же тогда его причисляют к специалистам среднего звена?

В России дантисты известны еще со времен Петра Великого, именно он привез в нашу страну инструменты для лечения зубов. Тогда зубные врачи так и назывались - дантистами (это слово было заимствовано опять-таки из французского языка), однако позже на смену названию пришло слово «стоматолог» и практически вытеснило первое из общего употребления. Между тем есть принципиальная разница между этими терминами и, следовательно, между самими профессиями. Стоматологом является специалист, получивший высшее образование. Дантист же - это тот, у кого образование среднее специальное, он занимается протезированием зубов и оказывает практическую помощь в их лечении. Он способен вылечить несложные случаи с незапущенным кариесом, все более трудное - уже к стоматологу. Дантистами являются такие специалисты, как зубной техник и зубной фельдшер.

Инструктор-дезинфектор

Этот специалист осуществляет всевозможные дезинфекционные мероприятия, при этом он же решает, с помощью чего, каким способом и в каком объеме данные мероприятия будут проведены. Именно в его обязанности входит контроль за приготовлением и использованием растворов для дезинфекции, содержанием в чистоте и порядке необходимого инвентаря. Этот же специалист регулирует и соблюдение дезинфекторами (они входят в его подчинение) правил охраны труда и правил безопасности. Кроме того, в должностной инструкции медицинского дезинфектора прописана необходимость оформления всех соответствующих документов. Средняя зарплата дезинфектора варьируется между двадцатью и тридцатью тысячами рублей.

Инструктор ЛФК

ЛФК - это сокращенное наименование лечебной физкультуры. Что это такое, объяснять не надо. А вот обязанностями среднего медицинского персонала данного профиля являются следующие вещи: проведение индивидуальных и групповых занятий по ЛФК и подготовка к ним; рекомендации пациентам по необходимым физическим упражнениям и по самостоятельным занятиям; контроль за состоянием всевозможных тренажеров, бассейнов и прочего необходимого для занятий ЛФК инвентаря и помещений. Этот медик должен владеть знаниями физиологических (в том числе патологических) особенностей человеческого организма, методиками лечебной физкультуры, спецификой лечебного массажа, а также понимать показания и противопоказания к занятиям лечебной физкультурой. Стать инструктором ЛФК может человек, получивший среднее медицинское и/или физкультурное образование.

Фармацевт

Фармацевт, иначе говоря, провизор - тот самый человек, который стоит за прилавком в аптеке и не только отпускает необходимые лекарства, но и может дать рекомендации в случае необходимости. Готовят фармацевтов, как уже выше упоминалось, в зависимости от региона как в обычных медицинских училищах, так и в специализированных фармацевтических колледжах.

Несмотря на кажущуюся простоту, это очень сложная работа: сколько нужно знать лекарств, держать в голове всевозможные аналоги, помнить, от чего это средство, а от чего - другое… Фармацевт должен знать помимо того, какие противопоказания есть у препарата, что можно еще посоветовать обратившемуся пациенту. Это действительно серьезная и ответственная работа.

Рентген-лаборант

Человек, претендующий на эту должность, может окончить курс по любому направлению - "Акушерское дело", "Лечебное дело", "Сестринское дело", но обязательно плюсом к нему должен быть сертификат рентген-лаборанта по рентгенологии.

Данный специалист проводит рентгенологические исследования, поддерживает в порядке необходимые аппараты и сам рентген-кабинет, контролирует состояние больного при процедуре и при необходимости оказывает первую помощь. Желающему трудиться в этой области следует знать много важной информации, в том числе правила работы в отделениях лучевой диагностики.

Оптометрист

Этот специалист имеет общие корни с офтальмологом, он тоже по части глаз, но немного в другой области. Название "оптометрист" - родственное слову "оптика". Этот человек является профессионалом по коррекции зрения. Во многих странах оптометрист - это только отдельная профессия, в нашей же стране можно встретить обычного окулиста, трудящегося в поликлинике, который сам выписывает очки, то есть он тоже является оптометристом. Тем не менее отдельные специалисты в данной области, конечно же, тоже существуют. Они работают в салонах оптики, например.

Оптометрист не только может выписать очки и дать консультацию, также он измеряет внутриглазное давление, проверяет состояние роговицы или хрусталика, а еще диагностирует качество зрения с помощью компьютера. Именно оптометрист может увидеть тревожные симптомы заболевания и посоветовать обратиться к офтальмологу, который занимается уже непосредственно лечением - в этом существенное отличие двух этих близких, но разных профессий. Средняя зарплата оптометриста колеблется в районе 45 тысяч рублей.

Повышение квалификации

Повышение квалификации среднего медицинского персонала возможно по довольно большому количеству самых разных направлений. Это и сестринское дело, и акушерство с гинекологией, и операционное дело и так далее. Пройти повышение можно в специальных центрах повышения квалификации или на базе медицинских техникумов и институтов.

Из всего вышесказанного невооруженным глазом видно, насколько важна и ответственна роль среднего медицинского персонала в сохранении здоровья и жизни населения. Невольно на ум приходит воспоминание о так называемом маленьком человеке. Средний медперсонал - тоже "маленький человек", однако без него не было бы людей "больших"!

(в ред. Приказов Минздрава РФ от 06.02.2001 N 31 , от 02.04.2001 N 98 , от 25.06.2002 N 209 , от 14.08.2002 N 261 , от 21.03.2003 N 115 , от 26.05.2003 N 219 , от 09.06.2003 N 241 , от 20.08.2003 N 416)

1. Подготовка специалистов по основным специальностям проводится через интернатуру (по специальностям, определяемым Минздравом России), ординатуру, аспирантуру.

2. Подготовка специалистов по специальностям, требующим углубленной подготовки, проводится через профессиональную переподготовку, ординатуру, аспирантуру при наличии сертификата по соответствующей основной специальности.

3. Специалист, имеющий высшее медицинское, фармацевтическое образование имеет право на подготовку и получение основной специальности либо специальности, требующей углубленной подготовки, только при наличии допуска к соответствующей должности.

Заместитель начальника
Управления кадровой политики
М.М.ПАРШИН

Приложение N 2
к приказу Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 27.08.1999 г. N 337

ПЕРЕЧЕНЬ
СООТВЕТСТВИЯ ВРАЧЕБНЫХ И ПРОВИЗОРСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ДОЛЖНОСТЯМ СПЕЦИАЛИСТОВ

(в ред. Приказа Минздрава РФ от 26.05.2003 N 219)

I. Руководители учреждений

I. Руководители учреждений
1. Главный врач (директор, заведующий, начальник)
(в ред. Приказа Минздрава РФ от 26.05.2003 N 219)
2. Главный врач центра госсанэпиднадзора - главный государственный санитарный врач, главный врач, (руководитель, директор, начальник)
3. Заведующий - провизор
4. Заместитель главного врача (директора, заведующего, начальника) Организация здравоохранения и общественное здоровье или клиническая специальность
(в ред. Приказа Минздрава РФ от 26.05.2003 N 219)
5. Заместитель главного врача центра госсанэпиднадзора, заместитель главного врача, (руководителя, директора, начальника) Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы или медико - профилактическая специальность
6. Заместитель заведующего - провизор Управление и экономика фармации или провизорская специальность

II. Руководители структурных подразделений учреждений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов и др.)

II. Руководители структурных подразделений учреждений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов и др.)
7. Заведующий (начальник) По профилю подразделения
7а. Заведующий приемным отделением По профилю любого лечебного подразделения, входящего в структуру учреждения, кроме параклинических подразделений
7б. Заведующий организационно - методическим отделом(кабинетом) Организация здравоохранения и общественное здоровье или клиническая или медико - профилактическая специальность
(в ред. Приказа Минздрава РФ от 26.05.2003 N 219 )
8. Заведующий санитарно - гигиеническим отделом По профилю любого гигиенического подразделения (должности врача, входящего в состав (штат) отдела)

III. Врачи - специалисты

Заместитель начальника
Управления кадровой политики
М.М.ПАРШИН

Приложение N 3
к приказу Министерства
здравоохранения

2. Заместитель главного врача (директора, заведующего, начальника) по работе с сестринским персоналом 3. Главная медицинская сестра (акушерка) II. Руководители структурных подразделений 1. Заведующий (начальник) отделением сестринского ухода, медико - социальной помощи 2. Заведующий организационно - методическим отделом (кабинетом) 3. Заведующий отделом (кабинетом) медицинской статистики 4. Руководители и специалисты центров профилактики, центров по гипертонической болезни, специализированных школ (астма - школ, диабета и др.), действующих на функциональной основе III. Специалисты 1. Специалисты центров (отделений) общей врачебной практики 2. Менеджер по организации внебюджетной деятельности

Слова «врач» и «гуманист» не являются синонимами, но неразрывно связаны. Медицинские профессии обязывают быть гуманистами, любить людей и помогать им в любых, даже самых неблагоприятных условиях. Для людей, имеющих проблемы со здоровьем, однозначно связана с оказанием помощи, поддержкой и пониманием.

Немного о профессии

Профессия «медицинский работник» требует от своего обладателя определенного мужества и самоотверженности. Это связано с тем, что к медработникам люди испытывают доверие, как к специалистам, хорошо знающим свое дело.

Именно поэтому, выбирая медицинские профессии как дело всей жизни, человек обязан учиться даже после окончания вуза, потому что заболевания постоянно меняются, как и их лечение. Среди медицинских учебных учреждений есть институты и академии.

Список медицинских специальностей

В перечень медицинских профессий входят такие специальности, как:

Перечисленные медицинские профессии (список далеко не полный) - это основные профили по этой специальности. В каждой из них есть более узкие специалисты, отвечающие за лечение конкретных частей организма человека.

Специальность медсестра

Среднее специальное медицинское образование дает возможность готовить специалистов из категории медперсонала. Профессия медицинская сестра входит в эту категорию.

Медсестра (медбрат) является помощником или ассистентом врача в медицинском учреждении. Основная задача медперсонала среднего звена - выполнять назначенное врачом пациенту лечение и осуществлять уход за больными людьми.

Профессия медицинская сестра входит в категорию среднего персонала медицинского учреждения и имеет несколько более узких направлений. Хотя много специальностей входит в понятие "медицинские профессии", список специалистов среднего звена возглавляет должность главной медсестры.

Главная и старшая медсестра

Во главе обслуживающего медперсонала находится главная медсестра - это специалист с высшим медицинским образованием (факультет сестринского дела). В обязанности главной медсестры входит организация и контроль работы среднего и младшего медперсонала, а также повышение их профессионализма.

В понятие организации рабочего процесса входит составление графиков работы нижестоящего медперсонала и контроль за его выполнением. Также в ее обязанности входит:

  • Контролировать получение, хранение, распределение и учет перевязочного материала и медикаментозных средств, в том числе тех, в которых содержатся ядовитые или наркотические вещества.
  • Контролировать выполнение обязанностей средним и младшим персоналом, а также заниматься повышением их квалификации и профессионального уровня.
  • Следить за качеством дезинфекции медицинского учреждения, своевременной сменой постельного белья и проводить контроль при транспортировке больных внутри больницы.

Старшая медсестра является помощником заведующего отделением. В ее обязанности входит контроль за работой палатных сестер и младшего медперсонала.

Медработники среднего и младшего звена

Медсестры организуют работу младшего медперсонала: санитарок, младших медсестер и сестер-хозяек.

Медицинский осмотр

Люди, осуществляющие трудовую деятельность, связанную с риском или вредным для здоровья производством, работу с детьми и многие другие обязаны проходить медицинский осмотр. Он может проводиться раз в год или в два года.

Существует список, в котором указано, кто должен проходить медицинский осмотр. Профессии, которые в него входят, - это категории специальностей, связанных с вредным производством или с производственным риском, например, с высотными работами, вредными веществами, шумом, пылью и другие.

Также в обязательном порядке медосмотр проходят работники отрасли питания, преподаватели и работники дошкольных учебных заведений, водители, моряки, медперсонал и представители других профессий.

Выбор профессии

Медицинские профессии востребованы в современном обществе, поэтому ежегодно средние специальные и высшие медицинские учреждения выпускают новых специалистов. Связано это прежде всего с тем, что нездоровая экология, постоянные стрессы, нездоровое питание каждый год увеличивают количество людей с патологиями или хроническими заболеваниями.

Постичь тайны биологических процессов организма, узнать механизмы воздействия, препятствующие возникновению тех или иных болезней, овладеть навыками и приемами оказания помощи больному - задача врачей. Для усвоения и закрепления знаний по специализации лечебное дело потребуется 6 лет, чтобы пройти объемный курс лекционных, практических занятий. Студентов обучают не только умению лечить людей, правильно диагностировать различные заболевания, но также осуществлять профилактическую и просветительскую работу среди населения.

Виды профессиональной деятельности

Дипломированный специалист по лечебному делу может выполнять функции для многих учреждений:

  • поликлиник;
  • стационаров;
  • частных медицинских учреждений;
  • специализированных центров;
  • подразделений скорой или экстренной помощи;
  • предприятий;
  • общеобразовательных и дошкольных учреждений.

Острый дефицит медицинских работников любого уровня дает возможность молодому поколению выбирать определенную профессию общей практики: педиатра, терапевта, кардиолога, акушера фельдшера, медицинской сестры. Вначале они выполняют свои обязанности под руководством опытного персонала. После освоения специализации лечебное дело у них открываются широкие горизонты не только для выполнения работы общего профиля: профилактических, диагностических, образовательных, но также они смогут посвятить себя научной деятельности.

Среди большого количества направлений особая ответственность возлагается на врача, выбравшего своей специализацией лечебное дело. Он должен обладать высокими профессиональными навыками, обширными знаниями, заслужить доверие, любовь, признание людей.

Врач должен уметь:

  • проводить профилактику заболеваний среди здоровых и больных граждан в коллективах, семьях;
  • диагностировать ранние проявления патологических процессов на основе лабораторно-инструментальных методов исследования;
  • оказывать первичную неотложную помощь;
  • лечить, используя терапевтические и хирургические методы;
  • осуществлять наблюдение за физиологическими процессами при беременности;
  • проводить экспертизу о трудоспособности больных;
  • работать с членами семьи больного по воспитанию гигиенических правил;
  • вести документацию для медицинских учреждений;
  • выполнять долг по оказанию помощи при экстремальных эпидемиологических условиях;
  • постоянно повышать свой интеллектуальный уровень, изучать самостоятельно научную, справочную литературу;
  • организовывать работу в учреждениях медперсонала среднего звена с учетом соответствия требований нормативным документам и техники безопасности.

Профиль лечебное дело требует от врача необходимости умения работать с современной техникой, иметь запас знаний в области фармакологии, владеть реабилитационными навыками, всегда быть готовыми проводить судебно-медицинские экспертизы.

Что может дать учеба

Какие профессии можно приобрести после окончания курса лечебного дела? Образовательный процесс в высших учебных заведениях подразделяется на 2 этапа, первый из которых подразумевает освоение комплексных теоретических знаний с регулярным посещением лечебных учреждений. Студенты одновременно с доклинической подготовкой изучают теоретический курс по хирургии и внутренним болезням.

Следующая ступень образовательного процесса заключается в углубленном изучении выбранной специфики. Важность момента заключается в применении ранее изученного материала, так как наступает пора клинической практики. Особый упор делается на то, как проявятся способности будущего медицинского работника в умении диагностировать заболевания и контактировать с пациентами. На важном этапе учащиеся определяют конкретный вид занятия лечебного дела в определении дальнейшей профессии. В условиях стационара они выбирают конкретную направленность для работы узким специалистом.

Будущие врачи, проходя курс лечебного дела, могут претендовать на такие профессии, как:

  • терапевт;
  • педиатр;
  • хирург;
  • анестезиолог;
  • ортопед/травматолог;
  • психиатр/нарколог;
  • невропатолог;
  • семейный доктор;
  • иммунолог и другие профессии.

У них есть отличная возможность продолжить совершенствование своих знаний и навыков, обучаясь по специальной программе практикумов интернатуры, ординатуры, где обучение лечебному делу закрепляется определенными навыками по многим профессиям.

Наиболее острая необходимость для частных и государственных клиник ощущается за последние годы в специалистах по кардиологии, акушерству, педиатрии, общей практики. Докторам нередко приходится совмещать свою работу: осуществлять врачебную деятельность в государственных поликлиниках и одновременно оказывать консультационные услуги в частных профильных центрах.

Специалисты среднего звена

Профессии среднего звена по лечебному делу имеют свои отличия. В колледжах медицинского направления в отличие от высших учебных заведений студенты на основании учебного стандарта изучают лечебное дело без какой-либо узкой направленности, они получают базовые знания по основным медицинским направлениям, изучают основные предметы расширенной специализации. Выпускникам открываются возможности для выбора направления дальнейшей трудовой деятельности. Какие категории младшего персонала предпочесть, они решают согласно своему призванию.

Специалисты со средним медицинским образованием должны быть готовы к выполнению большого перечня функциональных обязанностей:

  • давать оценку состояния пациента, отмечать главные симптомы заболевания;
  • диагностировать неотложные состояния и оказывать экстренную помощь;
  • оказывать медицинскую помощь гражданам как на дому, так и в отделениях здравоохранения;
  • осуществлять осмотр и наблюдение пациентов на дому;
  • уметь грамотно проконсультировать граждан в амбулаторных условиях;
  • делать забор биологического материала для лабораторного проведения анализов;
  • строго выполнять назначения врачей при взаимодействии с пациентами;
  • оказывать реабилитационную помощь больным с хроническими заболеваниями, инвалидам, пожилым людям.

Имея специализацию лечебное дело, средний персонал может работать в должности фельдшера, помощника врача в поликлиниках, лаборанта, медицинского статистика, регистратора и других. Наиболее востребованная профессия на рынке труда - это работа фельдшера‒акушера. Престиж заключается в том, что квалифицированный специалист пользуется большим уважением, является помощником врача в амбулаторно-поликлинических условиях, и его труд достойно оплачивается.

В общении с пациентами медработники всегда должны проявлять гуманность, внимательность и доброту. Больные люди часто проявляют несдержанность, даже взрослые пациенты боятся болезненных процедур, они становятся раздражительными и капризными. Какие бы ситуации ни возникали, профессия врача или медсестры накладывает обязательство на должностное лицо проявлять моральную выдержку, самоотверженность и терпение. Все это вознаграждается уважением и признанием людей, ведь здоровье человека - большая ценность!