Руководителем федеральной службы государственной статистики назначен павел малков. Почему правительство решило реформировать росстат Малков павел викторович минэкономразвития

Александр Суринов, возглавлявший Росстат с декабря 2009 года, покидает свой пост. Ему на смену назначен директор департамента госуправления Павел Малков. Соответствующее распоряжение подписал председатель .

У министра экономического развития Максима а претензии к Росстату копились давно. Весной 2017 года, после того как Росстат выпустил порцию негативной статистики, Орешкин выступил с открытой критикой. По его словам, «опубликованная Росстатом статистика за февраль является нерепрезентативной и по фундаментальным, и по техническим причинам».

По мнению Орешкина, «с технической точки зрения оказался крайне неудачным проект перехода на новую методологию: в начале года возникли частые переносы сроков публикации, текущие оценки не всегда базируются на реальных отчетных данных».

Жалобы на работу Росстата начались после того, как службу передали в ведение министерства экономического развития, сказал «Газете.Ru» директор Научно-исследовательского центра социально-политического мониторинга Института общественных наук Андрей Покида. В апреле прошлого года ведомство распоряжением президента было возвращено в подчинение Минэка. Ранее его курировал глава правительства.

Много претензий было к Росстату и экспертного сообщества. Теперь отвечать на них будет молодой госчиновник. В отличие от Суринова, Малков не статистик ни по образованию, ни «по работе».

Если экс-глава Росстата окончил Московский экономико-статистический институт, то новый главный статистик - программист. В 2001 году он стал выпускником Саратовского государственного технического университета по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»

Его департамент в Минэке занимался совершенствованием процессов предоставления государственных и муниципальных услуг, а также отвечал за реализацию программы «Цифровая экономика Российской Федерации», в том числе за создание необходимой регуляторной среды, разработку и реализацию мероприятий по приоритетному проекту «Цифровое государственное управление».

В Минэкономразвития подчеркивают, что «на протяжении всей профессиональной деятельности Павел Малков был связан с информационными технологиями, курировал вопросы электронного правительства и административной реформы».

Новый руководитель Росстата принимал активное участие в создании и развитии системы многофункциональных центров предоставления услуг «Мои документы» (МФЦ), которая стала одной из самых заметных и успешных реформ последнего десятилетия.

«В настоящее время перед Росстатом стоит приоритетная задача по улучшению качества государственной статистики в условиях цифровой экономики, выдвигающей новые требования к скорости и методам сбора и анализа информации», - говорится в сообщении Минэка.

Сам Павел Малков в заявлении для пресс-службы министерства заявил, что «в первую очередь, предстоит провести реформу статистики - оптимизировать методы сбора информации, реформировать план статработ в сторону его систематизации, устранения ненужных и дублирующихся данных, обогатить данные за счет альтернативных источников, заменить традиционные формы сбора информации».

Также, по его мнению, в реформировании нуждается система отчетности, новых подходов требует предстоящая в 2020 году Всероссийская перепись населения.

Минэкономразвития РФ рассчитывает, что под руководством Павла Малкова Росстат будет развиваться как ключевой агрегатор и независимый поставщик высококачественных данных для всего общества, и станет одним из ключевых элементов национальной системы управления данными.

Но Андрей Покида не думает, что после смены руководства многое изменится в работе Росстата, в том числе методологиях расчета или получении каких-то данных.

«Верится с трудом, что с приходом чиновника из Минэка Росстат станет честнее, точнее, эффективнее. Во-первых, новый глава, возможно, выдающийся человек, но он не статистик. Во-вторых, подчинение Росстата Минэку убивает независимость счетного ведомства», - говорит , директор Института стратегического анализа компании «Финансовые и бухгалтерские консультанты».

По его мнению, Минэк увлечен придумыванием всяких разных способов пересчета цифр и все ради того, чтобы улучшить показатели, показать больше экономического роста, чем он есть на самом деле. «Необходимо вывести Росстат из подчинения Минэку, как это уже было ранее, а еще лучше вывести Росстат из системы исполнительной власти и сделать его по-настоящему независимым», - считает эксперт.

Напомним, что вопрос про нерелевантную статистику, задавал президенту РФ корреспондент «Газеты.Ru» на недавней большой пресс-конференции главы государства.

Часто получается, что по статистике макроэкономическая ситуация улучшается, доходы растут, цены падают, но когда россияне видят ценники на товары и услуги, то становится очевидно, что чиновники просто жонглируют цифрами. Не пора ли провести тонкую настройку статистики, чтобы она отражала реальный «индекс счастья россиян», спросил корреспондент нашего издания.

На это ответил, что данная озабоченность ему понятна и он ее частично разделяет — такая ситуация вызывает недоверие к власти, и с этим надо бороться. Но важно объяснять людям, что эти цифры усредненные.

«Ваша озабоченность понятна, нужно лучше разъяснять людям, откуда берутся такие цифры, и что они значат. Когда голые цифры преподносятся — это вызывает недоумение и недоверие. ... Нужно объяснять людям, что это усредненные цифры», — заявил Путин.

По его словам, где-то есть повышение в какой-то отрасли, условно говоря, у нефтяников или металлургов, а где-то его нет, говорит Владимир Путин.

«Как считают эти цифры — берутся расходы граждан, затем к этому добавляются накопления (в банках и наличные). Отсюда вычитаются все налоги, которые платит гражданин, НДФЛ или налог на собственность, если есть. И делается корректировка на инфляцию», — объяснял президент.

В целом же, по словам Путина, большое количество индикаторов говорит о том, что у населения растет покупательная способность. В то же время он уверен, что совершенствовать эту систему нужно обязательно.

Новым руководителем Федеральной службы государственной статистики РФ назначен Павел Малков из Минэкономразвития. Его предшественник Александр Суринов освобожден от должности "по его просьбе". По данным СМИ, Суринов выдал недостаточно оптимистичную статистику для отечественной экономики.

Новым руководителем Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат) назначен Павел Малков. Соответствующее распоряжение премьер-министра Дмитрия Медведева опубликовано на сайте правительства 24 декабря.

Предыдущий глава Росстата Александр Суринов, возглавлявший этого ведомство с 2009 года, другим распоряжением главы правительства освобожден от должности "по его просьбе". Накануне смены руководителя Росстата "Аргументы недели" анонсировали скорую отставку Суринова, выдавшено недостаточно оптимистичную статистику для отечественной экономики.

По сведениям источников издания, Суринов был против вливания своего ведомства в Министерства экономического развития и своего мнения никогда не скрывал, а глава этого ведомства Максим Орешкин был крайне недоволен показателями роста российский экономики, которые показывал Росстат.

"Он постоянно требовал быть более оптимистичными, - рассказали собеседники издания. - Суринов же как профессионал и ученый, играя по их правилам, все-таки старался не заплывать за буйки здравого смысла". По мнению собеседников "АН", "новый руководитель наверняка будет более оптимистичным" и "будет показывать только ту статистику, какая требуется".

Малков, до нынешнего назначения возглавлявший департамент госуправления в Министерстве экономического развития, после назначения на новую должность назвал первооочередные задачи ведомства под своим руководством. В их числе он назвал перепись населения РФ в 2020 году.

"Мы выделяем три ключевых блока работы. Первый - реформа самой системы статистики, - цитирует его "Интерфакс" . - Сюда входит повышение качества собираемых данных и качества аналитики, увеличение скорости выдачи результатов расчетов, применение современных способов и методов обработки информации, в том числе с использованием данных из альтернативных источников".

"Второй блок - это реформа системы отчетности, - продолжил новый глава Росстата. - Не секрет, что с каждым годом собирается все больше разных отчетов, которые ложатся тяжелым грузом на плечи бизнеса и государственных учреждений. Наша задача - снизить эту нагрузку и привести систему отчетности к единым стандартам".

Третье направление работы - это проведение Всероссийской переписи населения в 2020 году, подытожил Малков.

Также он считает, что Росстату "необходим качественный переход от статистики к аналитике, важно научиться работать с данными, научиться объяснять их, научиться рассказывать про результаты своих исследований на понятном каждому потребителю языке".

При этом новоявленный глава Ростата признал, что ведомству не хватает "скорости реагирования системы статистики на новые задачи". "В условиях цифровой экономики растет потребность в новых данных, в точной аналитике, и Росстат зачастую не готов оперативно отрабатывать возникающие запросы", - отметил Малков.

Силуанов сказал, что Росстат нуждается в серьезном реформировании: «Нужно говорить об обновлении команды, обновлении принципов, методов и работ». В частности, можно задействовать инструменты ФНС — пока же Росстат собирает много информации вручную, без применения современных методов».

Как изменился Росстат в Минэкономразвития

С начала 1990-х годов Росстат (ранее — Госкомстат) работал в разных форматах. В основном он был подчинен правительству, однако на протяжении трех месяцев в 2004 году, а также в 2008-2012 годах находился в ведении Минэкономразвития. К этой практике власти решили вернуться в 2017 году, после того как данные Росстата подверглись со стороны Максима Орешкина, незадолго до этого занявшего пост министра экономического развития. Официально в подчинение МЭР Росстат в апреле прошлого года. Экономисты , что это приведет к давлению на независимость статистики. Суринов, тогда сохранивший свой пост, что этому воспрепятствует действующее законодательство, а Орешкин , что его министерство станет для Росстата лоббистом — в первую очередь с точки зрения финансирования.

Ассигнования Росстату, как следует из данных федерального бюджета, в следующие три года составят 18,4 млрд, 33,9 млрд и 20,4 млрд руб. Пик финансирования, который придется на 2020 год, связан с проведением в этом году Всероссийской переписи населения. В 2017 году, когда Росстат перешел в ведение Минэкономразвития, его расходы составили 16,8 млрд руб. — на 2,3 млрд руб. больше, чем изначально предполагалось при формировании бюджета. Впрочем, годом ранее финансирование было больше — 23 млрд руб.

Александр Суринов (Фото: Андрей Гордеев / Ведомости / ТАСС)

После перехода Росстата в ведение Минэкономразвития его работа ухудшилась, считает директор Центра структурных исследований РАНХиГС Алексей Ведев, до 2017 года занимавший пост замминистра экономического развития. Росстат — это «градусник, который меряет температуру, и, если он неправильно ее показывает, общество просто вводится в заблуждение», отмечает Ведев.

  • Один из примеров ухудшения качества статистики — динамика инвестиций в третьем квартале, говорит Ведев: «Все косвенные показатели указывают на то, что у нас как минимум стагнация, а Росстат дает рост». Как РБК, данные Росстата о разгоне инвестиций до роста более чем на 5% в третьем квартале не соответствовали прогнозам экспертов и Минэкономразвития.
  • Другой пример — оценки ВВП, которые Росстат почти не пересматривает, добавляет Ведев.
  • Недоумение экономистов также вызвал резкий пересмотр данных о промышленности, который в апреле. В результате дополнительных данных, которые Росстат получил от предприятий, он примерно втрое повысил оценку темпов роста промышленности в предыдущие месяцы.

«Структура подчинения Росстата исключает полноценную независимость», — говорит главный экономист «ПФ Капитала» Евгений Надоршин. Впрочем, вопрос независимости не так значим, считает заведующий лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста Высшей школы экономики Владимир Бессонов. Росстат, подчиняющийся напрямую правительству (как это было до 2017 года), — слабое ведомство в административном плане, а Минэкономразвития в нынешней конфигурации усиливает его позиции, говорит экономист. Об этом же говорит и Малков, по мнению которого министерство усиливает Росстат при отстаивании важных для отрасли инициатив.

Без статистики в биографии

В отличие от предыдущих руководителей Росстата Павел Малков в нем раньше не работал (Суринов перед тем, как возглавить Росстат, проработал в нем свыше десяти лет). Отсутствие статистического бэкграунда настораживает, говорит Бессонов.

«В отличие от очень многих других ведомств здесь [в Росстате] очень много специфики. Реформирование статистики — очень тонкая материя. Я бы сравнил это с операцией на головном мозге: неловким движением можно получить фатальные последствия», — рассуждает Бессонов.

Малков считает, что Росстату не хватает «скорости реагирования системы статистики на новые задачи». В условиях растущей потребности в точной аналитике Росстат «зачастую не готов оперативно отрабатывать возникающие запросы», заявил чиновник «Интерфаксу».

Новый год — новые показатели

С 2019 года у Росстата будет больше работы. В понедельник, когда в службе официально сменился руководитель, Дмитрий Медведев рассказал о новых деталях национальных проектов (разработаны для исполнения майского указа президента Владимира Путина). Более 90 показателей нацпроектов «станут объектами статистического учета, будут открыты для всех», заявил российский премьер.

Росстат не впервые столкнется с новыми показателями, появившимися в результате разработки майских указов. Так, в указах 2012 года ставилась цель по созданию 25 млн высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ) к 2020 году. Раньше такой показатель Росстат не анализировал, а число ВПРМ он впервые подсчитал в 2013 году — тогда их число составило 17,5 млн. Однако у Росстата не было прямого критерия, определяющего высокую производительность, а разработанная им методика ни передовые технологии производства, ни квалификацию работников, ни производительность. За основу был взят единственный критерий — средняя зарплата на предприятии: если она превышает определенное пороговое значение, установленное Росстатом, то все работники этой организации автоматически зачисляются в «высокопроизводительные».

По итогам 2017 года количество ВПРМ, рассчитанное по такой методике, даже уровня 2013 года. Силуанов , что это связано с отсутствием «четкого целеполагания и исполнения задач».

«Внедрить 90 показателей зачастую не так сложно, как рассчитывать показатели базовой статистики. В силу особенностей экономических отношений и дефицита ресурсов, находящихся в распоряжении Росстата, даже с базовой статистикой есть определенные сложности. Новые показатели не всегда осмысленны: они перегружают Росстат ненужной работой, из результатов которой невозможно сделать корректных выводов, а отменить их [показатели] невозможно», — говорит Надоршин.

Введение 90 новых показателей может стать «большой бедой» для статистики, полагает и Бессонов. Решение внедрить показатель ВПРМ было принято без необходимой экспертизы, и Росстат вынужден был мониторить этот показатель в ущерб своей основной работе — это был «полный абсурд», подчеркивает он.

Бабошкин

За полтора года работы правительства Саратовской области сменилась треть состава регионального кабинета министров

Хорошо это или плохо? Если ротация кадров идет на пользу структуре, то это, безусловно, хорошо. Если кадровая чехарда случается от низкой квалификации персонала, от нежелания профессионалов работать в кабмине - это плохо. А если чиновники высокого ранга перебираются из своего кабинета прямо на нары - то это ужасно.

Мы уже неоднократно писали о том, как было сформировано правительство Саратовской области. Губернатор Валерий Радаев был несвободен в своем выборе. Ему навязывали отдельные кандидатуры, требовали согласований с каждой персоналии. В итоге Радаев получил то, что получил. А именно - очень невнятное правительство, которое работает крайне неоднородно и в котором один чиновник зачастую мешает работе другого. Из чувства соперничества, желания заработать очки, из-за личных амбиций - но все это не важно. Важно то, что весь этот дисбаланс идет во вред функционированию сложного и противоречивого механизма, называемого правительством.

Зампредовская чехарда

Заместители председателя правительства - это первое и весьма слабое звено регионального правительства.

Отработавший меньше года социальный заместитель Андрей Россошанский изначально был чужим в структуре исполнительной власти. И это при том, что Андрей Владимирович имел опыт работы в правительстве губернатора Аяцкова. Но и в те далекие годы застать Россошанского на рабочем месте, подписать документ, согласовать план работ было весьма затруднительно. Но это не влияло на работу всего кабинета, потому как Россошанский ведал информацией или молодежью, а не всей социальной сферой, как у Радаева. А потом случилась синекура в виде руководства ГТРК Саратов и депутатство, от десятичасового рабочего дня Андрей Владимирович отвык совсем. Потому быстро уставал и подолгу болел. И из правительства пришлось уйти.

Замену Россошанскому искали долго - очереди из желающих работать у Радаева не было. Михаил Горемыко нашелся с трудом, после того как от почетной работы увильнуло несколько кандидатов. На сегодняшний день Михаил Владимирович ничем особым не отличается. Скандалов с его участием, к счастью, не случилось. Но и особых достижений в социальной сфере тоже нет. Медийной персоной Горемыко не стал, его изредка можно видеть на экранах телевизоров в свите губернатора Радаева.

Еще один заместитель председателя - Юрий Моисеев - резко потерял в статусе. Но не из-за провалов в работе - таковых не было за неимением работы, а из-за поражения во внутривидовой борьбе от Сергея Канчера, который вдруг резко набрал вес и быстро перерос министерское кресло.

Канчер забрал весь реальный сектор экономики за исключением промышленности, а Моисеев получил мифические специальные проекты. А именно - сегодня Юрий Михайлович курирует строительство аэропорта в Сабуровке. И все.

А Канчер задорно скандалит со строителями, уверенно дает или не дает комментарии журналистам. То есть регулярно сообщает о своей деятельности налогоплательщикам. Но с подведомственными структурами у Сергея Васильевича не очень. Сменивший Канчера на посту министра строительства и ЖКХ Дмитрий Тепин не уверен и откровенно слаб в вопросах строительства и ЖКХ. Как снег на голову свалился Канчеру скандал с домами депутата Сергеева, построенными в обход правил Росаэронавигации. Были и будут проблемы с предоставлением жилья сиротам, с отчетностью по вводимым квадратным метрам. Но скандал с возможным сносом двух многоэтажных новостроек - ничто по сравнению с откровенной чиновничьей трагедией - задержанием за семимиллионную взятку подчиненного Канчера Александра Суркова.

Еще один заместитель председателя правительства - Александр Соловьев, курирующий агропромышленный комплекс, усилился должностью министра сельского хозяйства. Есть подозрение, что это произошло опять же из-за кадрового голода. Бывшего уже министра Ивана Бабошкина пришлось перебросить в Саратовский район, погрязший в скандалах.

Никаких достижений за Александром Александровичем не числится. Прогнозируемый грандиозный урожай залило дождями. Продолжаются скандалы с отъемом земли у фермеров. Исправить ситуацию Соловьев не в состоянии. Или же не испытывает желания этим заниматься.

Стабильны и неизменны в зампредовском клубе только двое. Вице-губернатор Денис Фадеев и курирующий экономический сектор Павел Большеданов. О Павле Владимировиче сказать просто нечего, потому как понять, чем он занимается, сложно. Впрочем, есть вероятность, что экономический заместитель может стать героем очередного скандала.

О вице-губернаторе Денисе Фадееве говорить, наверное, не стоит, дабы не огорчать человека перечислением его многочисленных провалов. Начиная с непонятных дел в «Саратовской областной газете» и заканчивая скандалом в Пугачеве.

Об ушедших или хорошо, или…

За полтора года работы правительства Радаева его покинули один заместитель председателя правительства и восемь министров.

О заместителе Россошанском сказано выше. Теперь займемся министрами, которые уходили из правительства по самым разным причинам.

Первым кабинет министров, в середине ноября прошлого года, оставил Павел Малков , занимавший должность министра - председателя комитета по информатизации. Павел Викторович - очень умный молодой человек, продвинутый интернет-пользователь и хороший программист. То есть, теоретически, перспективный работник. Малков получил приглашение на работу в Москве. И, как говорят, радостно его принял. По слухам, ему завидовали многие. Кресло Малкова заняла Лариса Кузнецова, пришедшая с поста председателя исполкома «Единой России» и от информатизации весьма далекая. Но партийная работа - шикарная ступенька для карьерного роста. Как сейчас идет информатизация области и идет ли она вообще - не известно.

Буквально на следующий день за Малковым из правительства ушел министр Владимир Илюшкин - председатель комитета дорожного хозяйства. Владимир Александрович был столь тих, что его ухода не заметили. Николай Чуриков, принявший руководство комитетом, склонен к эпистолярному жанру и радостно может сообщить о том, что на ремонт денег нет, но «будет повышена ровность дороги». За почти год работы ничем особенным не отличился. Что, собственно, не огорчает.

Буквально через месяц кабинет министров покинул Андрей Андрющенко , который предпочел работу в федеральной структуре - службе по надзору в сфере природопользования. Говорят, что Андрющенко агитировал Валерия Радаева стать соучредителем некоего мусороперерабатывающего предприятия. Видимо, это не удалось. Возможно, есть еще какие-то причины смены работы Андреем Евгеньевичем. Он был третьим. И на нем зимний исход министров закончился.

Новая волна отставок началась летом 2013 года с увольнения по собственному желанию министра информации и печати Романа Чуйченко . О грядущем уходе Чуйченко говорили так много, что уже почти перестали верить в возможность этого события, которое было сколь прогнозируемым, столь и неожиданным. Роман Юрьевич перебрался в Москву, где трудится в структуре ИД «КоммерсантЪ». Расстрельное место «друга журналистов» пустовало долго, пока наконец в правительство из думы была мобилизована истинная партийка Наталья Линдигрин.

Уникальный человек Сергей Нестеров покинул пост министра по делам территориальных образований 5 июня 2013 года. Работу с территориями он провалил окончательно и бесповоротно, но не был изгнан с позором, а перешел на новую ступень развития в БТИ города Саратова. Это было место передержки, потому как сейчас Сергей Анатольевич - депутат Саратовской областной думы и у него впереди блестящая карьера законотворца.

Экс-министр Роман Федосеев попал под сокращение, когда губернатор Радаев затеял оптимизацию областного правительства. Министерство инвестиций, которое возглавлял Федосеев, влилось в министерство экономики. Исчезновения структуры не заметил никто, потому как за год работы Роман Борисович привлечь инвестиции в регион не смог. Собственно, Федосеев был не рабочим министром, а политическим. В ходе формирования регионального правительства была попытка имитации политического объединения элит. Федосеев имитировал со стороны ЛДПР.

Совсем недавняя потеря - уход из правительства министра сельского хозяйства Ивана Бабошкина , которого судорожно кинули руководить Саратовским районом после того, как под арест попал и.о. главы администрации муниципалитета Василий Синичкин.

И уже совсем грустная история - задержание 3 сентября Александра Суркова при получении взятки в семь миллионов рублей. Кресло председателя комитета по капитальному строительству сегодня остается вакантным.

Есть еще в рядах министерского состава потери, связанные с реформированием правительства. Так, министерство леса преобразовано в комитет, который слился с комитетом окружающей среды. В итоге получилось министерство природных ресурсов и экологии области под руководством Дмитрия Соколова. Министр леса Игорь Потапов вроде и не министр уже, но на сайте областного правительства числится таковым. Наверное, до окончания бесконечного процесса реорганизации.

Команда крепких профессионалов?

На самом деле крепкие профессионалы в правительстве Радаева есть. И это радует. Министр промышленности Сергей Лисовский, министр финансов Александр Ларионов, министр здравоохранения Алексей Данилов, министр экономики Владимир Пожаров, председатель комитета государственного регулирования тарифов Лариса Новикова свое дело знают. Скандалов, связанных с их именами, не возникает. Другое дело, что вытащить на своих плечах область из экономического кризиса они не могут. Просто в силу общей ситуации в стране и многочисленных причин в области.

С министрами социального блока сложнее. Имя министра образования Марины Епифановой все чаще упоминается в контексте со скандалом вокруг «взяткоемкого» уголовного дела Дмитрия Козлачкова.

Лариса Колязина совсем мало общается с подчиненными. Но те, кому удалось встретиться с Ларисой Викторовной, характеризуют ее предельно положительно. Наиля Бриленок и Светлана Краснощекова регулярно фигурируют в слухах как претенденты на вылет. Хотя обе дамы работают вполне себе прилично. Спортивные достижения налицо, молодежный КВН вошел в высшую лигу. Культура как минимум не загибается. И даже есть надежда, что скоро отремонтируют филармонию. Правда, говорят, что работникам культуры задерживают выплаты зарплат, но официально эти слухи пока не подтверждаются.

Наталья Соколова регулярно встречается с прессой, рапортует о достижениях в сфере занятости. Назначенная вместо Сергея Нестерова Людмила Жуковская разгребает авгиевы конюшни территориальных образований, доставшиеся ей от предшественника.

Олег Галкин регулярно передает областное имущество муниципалитетам или, это уже по обстановке и по закону, забирает его. Правда, днями глава Саратова Олег Грищенко назвал Галкина вредителем, но этот тезис еще надо доказать.

Вечный Борис Шинчук интенсивно и относительно бесконфликтно дружит с многонациональным народом Саратовской области. Случается, Бориса Леонидовича заносит, но в общем и целом ситуации в регионе он не вредит. А иногда даже делает ее забавной.

Заключать пари - кто следующий на выход - бессмысленно: в кадровых движениях нет никакой логики. А главное, смысла никакого нет. Дедушка Крылов вспоминается с его бессмертными строками: «А вы, друзья, как ни садитесь…»

25.12.2018

Главой Федеральной службы государственной статистики (Росстат) в понедельник был назначен 38-летний , возглавлявший до этого департамент госрегулирования в Минэкономразвития. В своем первом интервью в новой должности Павел Малков рассказал «Интерфаксу» о своем видении текущих проблем в статистике, стоящих перед службой задачах и путях их решения.

— Вы стали первым руководителем Росстата, который сделал карьеру вне стен этого ведомства. Какие основные задачи вы ставите перед собой на ближайшие несколько лет с точки зрения развития статистики?

— Мы выделяем три ключевых блока работы. Первый — реформа самой системы статистики. Сюда входит повышение качества собираемых данных и качества аналитики, увеличение скорости выдачи результатов расчетов, применение современных способов и методов обработки информации, в том числе с использованием данных из альтернативных источников.

Второй блок — это реформа системы отчетности. Не секрет, что с каждым годом собирается все больше разных отчетов, которые ложатся тяжелым грузом на плечи бизнеса и государственных учреждений. Наша задача — снизить эту нагрузку и привести систему отчетности к единым стандартам.

И третье направление работы, отдельный большой проект — проведение Всероссийской переписи населения в 2020 году.

Начинать работу необходимо с аудита возможностей службы и выстраивания диалога с потребителями наших данных — со всеми, кто работает с официальной статистической информацией.

— Вы сказали про повышение качества и скорости сбора статистики. За счет чего вы собираетесь это сделать?

— В первую очередь, за счет отказа от бумажной отчетности и перехода к электронному взаимодействию. И самое главное — новые методы анализа собранной информации. Сейчас, хотя данные в основном существуют в электронном виде, анализ во многом производится старыми методами. Наша задача — использовать весь спектр возможностей, которые предоставляют современные технологии.

— Нужно ли, на ваш взгляд, для решения этих задач реформировать сам Росстат?

— Я бы говорил скорее про усиление и развитие службы: усиление кадрового потенциала, развитие системы подготовки кадров, модернизацию IT-инфраструктуры, оптимизацию внутренних процессов, внедрение новых методов управления.

Правильнее называть это не реформой, а модернизацией Росстата с использованием всех наработок, которые созданы внутри службы.

— Когда Росстат переподчинили Минэкономразвития, некоторые эксперты говорили о том, что возможен определенный конфликт интересов: с одной стороны министерство отвечает за цифры прогноза, с другой — в его ведении находится ведомство, которое считает и выдает официальные цифры. Как вы считаете, обоснованы такие опасения?

— Надо четко понимать, что Минэкономразвития является таким же участником статистического процесса, как и несколько десятков других федеральных ведомств. Никаких дополнительных полномочий в части подготовки официальной статистики у Минэкономразвития по отношению к Росстату нет.

При этом, напротив, я говорил бы про усиление Росстата, если он выступает единым фронтом вместе с Минэкономразвития при отстаивании значимых для отрасли законодательных инициатив.

Предстоит серьезная совместная работа по всем поставленным задачам, в том числе, например, в проекте по снижению нагрузки на бизнес по предоставлению отчетности. Предлагаемые решения затронут интересы большого количества федеральных органов власти, и отстаивать их вместе с Минэкономразвития будет намного проще.

— Работая в Минэкономразвития, вы, естественно, получали данные Росстата и работали с ними как обычный потребитель. Были у вас ли какие-то претензии к статистике Росстата с точки зрения пользователя?

— Возникали вопросы по отдельным цифрам, но обычно нам удавалось совместно разобраться с ними.

Чего на самом деле не хватало? Не хватало скорости реагирования системы статистики на новые задачи. В условиях цифровой экономики растет потребность в новых данных, в точной аналитике, и Росстат зачастую не готов оперативно отрабатывать возникающие запросы.

Поэтому так важно наладить переговоры со всеми потребителями данных и научиться реагировать на их потребности.

— Давайте поговорим о качестве статистики. Можно навскидку назвать несколько макропоказателей, к которым у экспертов постоянно возникают вопросы как по методике подсчета, так и по самим цифрам — это и инвестиции, и торговля, и промпроизводство, и реальные доходы населения. На ваш взгляд, что здесь можно сделать, как повысить у профессиональных аналитиков доверие к этим статистическим данным?

— Я вижу здесь два основных направления работы. Первое — информационная открытость. Сейчас эксперты зачастую не понимают, как получаются финальные цифры. Необходимо рассказывать и показывать, как считаются показатели, раскрывать подробные методики.

Второе — организация площадки для экспертной работы. Максим Станиславович Орешкин (глава Минэкономразвития — ИФ) поддержал необходимость создания научно-методического совета Росстата. Наша задача — предоставить площадку, на которой эксперты смогут высказывать свое мнение и участвовать в разработке методологии.

— Как будет формироваться этот совет?

— В совет войдут специалисты высокого уровня, признанные эксперты в сфере экономики и макростатистики, и именно там будут приниматься наиболее важные решения.

Также планируется создать рабочую группу, в которую войдут специалисты, готовые отдавать этому вопросу больше своего времени. На этой же площадке будут представлены органы власти, на ней будут обсуждаться их потребности. Именно здесь должны вырабатываться практические решения.

— Иногда бывают случаи, когда профессиональные аналитики просто не могут объяснить данные Росстата по тому или иному макропоказателю, так как они не бьются с предыдущей динамикой или не соответствуют косвенным показателям, или цифры по смежным показателям не бьются между собой. Как получить от Росстата обратную связь в таких ситуациях?

— Сегодня специалисты Росстата действуют по официальным утвержденным методикам. Как правило, полученные цифры соответствуют этим методикам.

Но если не погружаться в методологию, то значения некоторых показателей могут вызывать вопросы.

Почему так получается? Не всегда понятна методика расчета, по названию показателя не получается понять, как он рассчитывался и что характеризует. Необходимо налаживать диалог, рассказывать о результатах, о том, как получилась та или иная цифра.

А с другой стороны, Росстату действительно необходимо наращивать компетенции в сфере анализа данных. Необходим качественный переход от статистики к аналитике, важно научиться работать с данными, научиться объяснять их, научиться рассказывать про результаты своих исследований на понятном каждому потребителю языке.

— Вы объяснили, как будете работать с профессиональным сообществом аналитиков и экспертов. Есть еще и другая проблема — недоверие к статистике со стороны обычных людей. Когда мы говорим, что инфляция 4%, то мало кто из людей в это верит. И объяснение, что эта цифра посчитана по утвержденной методологии, доверия у людей не повышает. Как повысить доверие к статистике именно обычных людей?

— Тут может быть только один ответ. Нужно выучиться понятно разговаривать с потребителями данных. С профессиональным сообществом — на языке науки, с органами власти — на отраслевых диалектах, с населением — на понятном каждому языке. В целом доверие к системе статистики — это результат долгой и кропотливой работы по налаживанию такого диалога.

— Чтобы повысить значимость макростатистики — особенно для финансового рынка, в развитых странах уже в начале года публикуют на весь год вперед анонсы публикации важнейших статистических показателей с точностью до дня, и даже с точностью до минуты. В Росстате также есть система анонсов, но с очень большими допущениями: по той или иной публикации может быть плюс-минус один день, да и конкретный час публикации может смещаться. Есть ли планы сделать так, чтобы уже в начале года все пользователи статистики знали — в какой день и час будет опубликован тот или иной доклад?

— Точный анонс на год — это не самоцель, а результат комплекса мер, которые мы планируем реализовать: современные технологии обработки информации, регламентация внутренних процессов и т.п. Это позволит выйти на четкие планы опубликования результатов статистических работ.

— Одна из важнейших задач ведомства — проведение Всероссийской переписи населения, следующая пройдет в 2020 году. Вы будете заново инициировать вопрос обязательного участия граждан в переписи?

— Не готов давать окончательную оценку по этому вопросу. Нужно серьезно все обсудить, взвесить положительные и отрицательные эффекты.

Наличие в законе обязанности по участию в переписи вряд ли позволит кардинально увеличить количество людей, которые примут в ней участие. В то же время это может вызвать определенное социальное недовольство.

Поэтому нужно еще раз внимательно оценить последствия и только после этого принимать решение.

— Вы лично для себя ставите какой-то KPI или для Росстата в целом?

— Единый показатель эффективности сейчас выделить невозможно. Можно сказать, что общий KPI будет выражаться в исполнении тех достаточно амбициозных целей и задач, которые мы ставим перед собой.