Микропредприятие критерии численность работников. Малое предприятие и малый бизнес. Упрощен порядок оценки финансовых вложений

Чиновники предлагают увеличить предельную численность сотрудников средних предприятий из некоторых отраслей экономики. Они уверены, что это поможет компаниям активнее участвовать в программах господдержки.

В Министерстве экономического развития предлагают ввести новые критерия отнесения компаний к субъектам среднего предпринимательства. Соответствующие поправки в закон № 209-ФЗ о развитии малого и среднего предпринимательства опубликованы на едином портале размещения законопроектов. По задумке чиновников, правительство должно дифференцировать предельные значения среднесписочной численности работников для средних предприятий в отдельных отраслях экономики. Сейчас в законе № 209-ФЗ указано, что для отнесения к среднему бизнесу на предприятии может трудиться от 101 до 250 человек, включительно. Однако предприятиям некоторых отраслей этого количества не хватает. Например, в легкой промышленности технологические процессы тесно связаны между собой, поэтому организации нужны не только производственный персонал, но и вспомогательный. В итоге на предпринимателя с годовой выручкой до одного миллиона рублей работает от 500 до 800 сотрудников. То есть по объему вырученных средств такой налогоплательщик считается субъектом среднего предпринимательства, но на государственную помощь он не может рассчитывать из-за превышения лимита работников. Как отмечается в пояснительной записке, во многих странах власть дифференцирует предпринимателей по роду деятельности. Например, в Китае выделено 16 отраслей, для каждой из которых утверждены свои критерии отнесения к малому и среднему бизнесу, а в Японии – четыре. Но какие сектора экономики собираются выделить российские чиновники, пока не уточняется. Отметим, что до 2008 года численность работников у субъектов малого предпринимательства отличалась в зависимости от отрасли экономики. Так, индивидуальным предпринимателям, работающим в сфере транспорта, промышленности и в строительстве, разрешалось нанимать 100 рабочих. Те, кто работал в сельском хозяйстве и в научно-технической сфере, могли брать на работу до 60 человек. В розничной торговле и бытовом обслуживании на одного ИП могли трудиться не более 30 человек. Во всех остальных случаях предельный уровень средней численности работников составлял 50 человек. После принятия закона № 209-ФЗ порядок отнесения предпринимателей к малому и среднему бизнесу изменился, а разделение по отраслям заменили на общие критерии. Микропредприятия сегодня имеют право принять на работу до 15 человек, малые – до 100 человек, а средние – до 250 человек, включительно.

При налогообложении, они могут рассчитывать на господдержку в некоторых сферах деятельности. В прошлом году изменились требования, которые организации и ИП должны соблюдать как предприятия малого и среднего бизнеса. Критерии 2017 года, определяющие, относится ли субъект к малому предпринимательству, содержатся в обновленных положениях закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ и постановлении Правительства РФ от 04.04.2016 № 256 о лимитах дохода. В нашей статье мы рассмотрим эти критерии и порядок их применения.

Закон 209-ФЗ: критерии отнесения к малым предприятиям

ИП, организации, КФХ, производственные и потребкооперативы могут быть отнесены к малым и средним предприятиям, если они соответствуют определенным условиям и лимитам, установленным законом № 209-ФЗ, а их доход не превышает пределов, установленных постановлением Правительства РФ № 265. Применяемая ими система налогообложения никак не влияет на данный статус.

Главные критерии малого предприятия, это:

  • доля участия иных организаций в капитале (не применяется к ИП),
  • прошлогодняя среднесписочная численность работников (не применяется к ИП без работников),
  • размер дохода за прошлый год.

Первый критерий отнесения предприятия к малому бизнесу – лимит доли участия - не распространяется на следующие предприятия:

  • АО, чьи акции относятся к акциям инновационного сектора экономики,
  • организации, применяющие на практике результаты интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат их учредителям – бюджетным, образовательным и научным учреждениям,
  • предприятия – участники проекта «Сколково»,
  • организации, учредители которых предоставляют господдержку инновационной деятельности.

Такие критерии отнесения к малым предприятиям, как численность работников и доход с 01.08.2016г. определяются по-новому:

  • вместо средней численности работников теперь нужно брать во внимание среднесписочную численность, в которую не входят внешние совместители и работники по договорам ГПХ;
  • выручка как самостоятельный критерий отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства больше не применяется – теперь нужно учитывать общую сумму дохода предприятия: выручку, внереализационные доходы, стоимость безвозмездно полученного имущества, дивиденды и другие доходы, перечисленные в ст. 250 НК РФ. Показатель дохода берется из налоговой декларации.

Критерии малого предприятия 2017 (таблица)

Критерий

Максимальный предел значений

Микропредприятие

Малое предприятие

Среднее предприятие

Суммарная доля участия в уставном капитале ООО:

РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, благотворительных и иных фондов;

Иностранных юрлиц, юрлиц, не являющихся малыми и средними предприятиями (пп. «а» п.1 ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ)

Среднесписочная численность работников ИП и организаций за прошедший год (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ)

до 100 чел.

Доход ИП и организаций, полученный за прошедший год (постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265)

120 млн руб.

800 млн руб.

2 млрд руб.

Какие критерии малых предприятий в 2017 году применяет ФНС

Налоговая служба в 2016 г. создала единый реестр предприятий малого бизнеса, ознакомиться с которым можно на сайте ФНС. Он формируется на основании данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП, деклараций, отчете о среднесписочной численности и других показателей. Налоговики разъяснили, как будет формироваться реестр с учетом новых критериев отнесения предприятий к малому бизнесу в своем письме от 18.08.2016 № 14-2-04/0870.

Категория субъекта малого бизнеса может измениться, если в течение 3-х лет подряд предельные значения критериев дохода и численности работников будут выше или ниже установленных. Это значит, что статус субъекта малого предпринимательства сохранится, даже если для средних, малых предприятий и микропредприятий критерии будут превышены в течение года или двух лет.

В 2016 г. малыми предприятиями признавались ИП и организации, чья выручка и численность сотрудников не превышали лимитов в течение 2013-2015 г.г. Новые критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий в 2017 г. ФНС учитывает при включении в реестр вновь созданных ИП и организаций, а первые изменения статусов нынешних малых предприятий произойдут только в 2019 г.

Подтверждать свой статус малые предприятия, если они включены в единый реестр, не должны.

АО – малое предприятие (критерии отнесения)

К сектору малого бизнеса может быть отнесено и акционерное общество, если оно соответствует требованиям ст. 4 закона № 209-ФЗ. Для АО критерий, определяющий принадлежность к малому предприятию – это доход, а также численность работников, соответствующие тем же лимитам, что и для остальных организаций (п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ, постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265).

Обязательный аудит: критерии 2017 для малого предприятия

Должны ли малые предприятия проходить обязательный аудит? Согласно закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ обязательному аудиту, в частности, подлежат (ст. 5 закона № 307-ФЗ):

  • все акционерные общества,
  • организации, чья выручка без НДС за предшествующий отчетному год превысила 400 млн руб., либо сумма активов по балансу на 31 декабря предыдущего года превысила 60 млн руб.

Малые предприятия, критерии в 2017 г. которых соответствуют перечисленным, проходить аудит обязаны.

Преимущества малых и средних предприятий

Критерии 2017 г., при их соблюдении, позволяют оставаться субъектом малого предпринимательства неограниченное время. Этот статус дает ИП и организациям, в частности, следующие преимущества:

  • применение пониженных налоговых ставок при использовании спецрежимов, если это предусмотрено региональным законом,
  • ведение упрощенного бухучета, применение кассового метода, представление упрощенных форм баланса и отчета о финрезультатах в ИФНС (кроме малых предприятий, подлежащих обязательному аудиту),
  • до 31.12.2018 г. малому бизнесу не грозят плановые проверки надзорных органов: пожарных инспекций, лицензионного контроля и прочих (ст. 26.1 закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ),
  • получение государственных субсидий, участие в госпроектах поддержки малого бизнеса.

Чтобы определить принадлежность компании к малому или среднему предпринимательству, чиновники Министерства экономического развития предлагают анализировать три года ее деятельности. Отклонения по одному из критериев - не повод для утраты права на господдержку, отмечают они.

Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства прописаны в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В своем очередном разъяснении Минэкономразвития рассказало, как применять предусмотренные законодательством требования. По мнению чиновников, по установленным критериям анализируется деятельность предпринимателей сразу за три прошедших года. В сообщении ведомства подчеркивается:

В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона № 209-ФЗ категория субъекта малого и среднего предпринимательства (МСП) изменяется только в том случае, если предельные значения средней численности работников и выручки выше или ниже установленных в течение трех календарных лет, следующих один за другим.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.07.2015 N 702, предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость для микропредприятий составляет 120 млн. рублей, для малых предприятий - 800 млн. рублей, для средних - 2 млрд. рублей. Что касается средней численности работников, то на микропредприятиях могут трудиться до 15 человек, на малых – до 100 человек, на средних – до 250 человек, включительно. Таким образом, в министерстве считают, что если выручка компании не менялась в течение трех лет, но количество сотрудников в 2014 году превысило установленные показатели, необходимо учитывать среднюю численность работников еще и в 2013, и в 2012 гг. Если этот показатель за установленные рамки не выходил, компания статус МСП не утрачивает. Аналогичная ситуация с выручкой: если предприятие два года превышало лимит по заработанной сумме, а один – нет, свой статус оно сохранит. При этом важно, чтобы два других условия соблюдались – средняя численность работников и структура уставного капитала (для юридических лиц) не должны «отклоняться» от норм закона. Напомним, юридические лица и индивидуальные предприниматели, получившие статус субъекта малого и среднего предпринимательства, имеют право на определенные преференции. В частности, на них распространяются , а также предусмотрена финансовая и имущественная поддержка в рамках госпрограмм. Новое разъяснение Минэкономразвития, очевидно, должно увеличить количество предпринимателей, получающих эту помощь.

Некоторые законодательные акты РФ подверглись существенным корректировкам. В частности, для малых хозяйствующих предприятий изменились критерии отнесения, и с июня 2015 года перед бизнесменами открывается ряд дополнительных возможностей.

 

Кто относится к малым предприятиям?

Малое предприятие - это небольшая фирма, зарегистрированная как КФХ, ООО или ИП и отвечающая нескольким установленным законодательством параметрам. После вступления в силу ФЗ «О внесении изменений…» от 29.06.2015 г. существенно изменились условия для отнесения к субъектам малого бизнеса и появились дополнительные льготы.

Таким образом, для малого бизнеса осталась неизменной только численность работников, а увеличение размера инвестиций дает ряд несомненных преимуществ:

  • Возможность приобретения самой современной техники и прочего оборудования для развития компании в том случае, если ранее установленный основной капитал не был на это рассчитан.
  • Увеличение прибыли и товарооборота.
  • Повышение качества продукции.
  • Более широкие возможности для развития бизнеса.

В последнее время Правительство РФ взяло курс на популяризацию малых инновационных предприятий, занимающихся разработкой и внедрений новых программ и технологий, созданием и производством товаров, оказанием услуг и работ. Чаще всего такие организации находятся при различных ВУЗах и НИИ, работают в экономической или научно-технической сферах, и иностранные инвесторы предпочитают вкладывать свои деньги именно в них.

Микропредприятие и малое предприятие: разница

Микропредприятие - это подгруппа субъекта малого предпринимательства, отвечающая определенным критериям. Проследить разницу между микро- и малым предприятием можно здесь:

Преимущества создания микропредприятий:

  • Сниженная налоговая ставка (9%) для ИП.
  • Нет необходимости предоставлять заключение присяжного аудитора при сдаче годовой отчетности в УФНС.
  • Отсутствие обязательств по авансовым платежам по налогу на прибыль.
  • Возможность работы по совместительству на нескольких хозяйствующих субъектах у сотрудников микрокомпании.

Не обходится здесь и без минусов:

  • Для работников закрыты некоторые льготы.
  • Одинаковые правила ведения бухучета для всех форм выплат налога на организацию.
  • Изменение статуса с плательщика налога на микропредприятие на плательщика подоходного налога с населения или компании возможно только после окончания налогового периода.
  • При работе сотрудника только на микропредприятии снижается объем пособий от Службы Социального Страхования.

Говоря о малом бизнесе, список достоинств значительно расширяется:

  • Ведение бухгалтерской отчетности по упрощенной форме.
  • Освобождение от НДС при сумме выручки от реализации товаров за последний квартал свыше 2 000 000 руб.
  • Возможность использования УСН.

Переход на УСН освобождает от ведения бухгалтерского учета, но он может быть осуществлен лишь в том случае, если за последние 9 месяцев ИП получил не более 15 000 000 руб. выручки, а остаточная стоимость нематериальных активов и основных средств составляет не более 100 000 000 руб. Для юридических лиц никаких освобождений не предусмотрено.

Недостатки создания субъекта малого бизнеса:

  • Большая зависимость от более крупных организаций.
  • Нестабильные курсы валют.
  • Трудности в плане привлечения инвесторов из других стран, т.к. они в большинстве случаев заинтересованы в более крупных вложениях и, соответственно, прибыли.

Нужно ли подтверждение своего статуса субъектами малого предпринимательства?

Для отнесения к субъектам малого бизнеса достаточно того, чтобы компания соответствовала заданным критериям, т.е. никакие подтверждения не нужны: при сдаче годовой отчетности УФНС видит результаты финансовой деятельности.

Если юридическому лицу требуется подтвердить состав участников ООО, то это можно сделать с помощью решения об учреждении или выписки из ЕГРЮЛ, которую можно заказать на сайте УФНС.

Какие льготы предусмотрены для субъектов малого предпринимательства?

При соответствии с установленными законодательством критериями, субъекты получают множество льгот:

  • Отсутствие кассового лимита и возможность хранения в кассе любой суммы: для этого достаточно издания приказа руководителя компании.
  • Увеличение вероятности получения субсидий от местных властей.
  • До 1 июля 2018 года есть возможность приобрести муниципальную или государственную недвижимость в преимущественном порядке.
  • Сокращение сроков неналоговых проверок.
  • Налоговые каникулы для организаций, работающих в социальной, производственной или научной сфере.

Также в Госдуму был внесен законопроект, освобождающий всех предпринимателей с 1 января 2016 года от надзорных проверок, если ранее они не были лишены лицензий и не допускали грубых нарушений в процессе ведения своей деятельности.

Более подробно можно узнать в этом видео:

В связи с законодательными изменениями все чаще предприниматели обращают свое внимание на то, чем же отличаются и чем хороши относительно новые "институции" - микропредприятия.

Ниже рассмотрены вопросы - Что такое микропредприятие и как им стать? А также - о некоторых возможностях и упрощениях в работе для микропредприятияй.

Что такое микропредприятие?

Микропредприятие - это предприятие малого бизнеса (ООО, ИП), которое имеет размер годовой выручки (за прошедший год) и балансовой стоимости активов не более 120 млн руб., а численность работников - не более 15 человек за прошедший год (постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства", ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").

Есть еще условия, при соблюдении которых возможен статус микропредприятия. Это условия, которым должны удовлетворять все субъекты малого и среднего предпринимательства (поскольку микропредприятие - это частный случай предприятия малого бизнеса).

В частности, это - участие в учредителях компании Российской Федерации (не более 25%); иностранных юридических лиц или компаний, не являющихся субъектами малого предпринимательства (не более 49%). Есть и некоторые другие спецусловия, по которым можно говорить об отнесении к малому и среднему бизнесу, например, если цели деятельности компании - внедрение результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат соучредитеям.

Как стать микропредприятием?

Компании на основании отчетных данных заносятся в Реестр малого и среднего предпринимательства, делается это Федеральной налоговой службой.

Итак, чтобы стать микропредприятием (как говорят "перейти на микропредприятие"), ваша компания или ИП должны быть внесены в этот реестр и иметь там категорию «Микропредприятие». В обычной ситуации для этого специально делать ничего не нужно, за вас все сделает ИФНС.

Как узнать, есть ли ваша фирма в реестре? - для этого воспользуйтесь поиском на сайте rmsp.nalog.ru - это и есть Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Если Вы считаете, что все критерии микропредприятия у вас выполнены, а в реестре вашей фирмы нет, задайте вопросы в ИФНС по вашей территории.

Кстати, запросив на указанном сайте в поиске фирму (по названию или ОГРН, ИНН) вы получите ссылку - нажав на нее можно вывести сведения из реестра о данной компании (упрощенный аналог выписки из ЕГРЮЛ), которая подисана электронной подписью и обладает юридической силой.

Микропредприятие является предприятием малого бизнеса? Действуют ли здесь льготы, предусмотренные для малого бизнеса?

Да, микропредприятие является субъектом малого предпримательства, что и говорит названный выше Реестр, куда заносятся все микропредприятия.

Это означает, что на них распространяются все льготы и особенности, имеющиеся в малом бизнесе.

В частности, это

Особый режим бухгалтерского учета и упрощенные формы отчетности;

В ряде случаев замена штрафов на предупреждения, а именно:

ФЗ от 03.07.2016 № 316-ФЗ внес изменения (дополнена статья 4.1, введена новая статья 4.1.1), согласно которым с 03.07.2016 штраф для субъектов малого предпринимательства (значит, и микропредприятий) заменяется на предупреждение, при одновременном выполнении следующих условий:

ИП или организация совершили нарушение впервые;

Не причинен имущественный ущерб, вред жизни и здоровью людей, вред окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства;

Не было угрозы чрезвычайной ситуации.

Нужна ли аттестация рабочих мест на микропредприятиях?

Напомним, что аттестация рабочих мест еще с 2014 года заменена специальной оценкой рабочих мест. И согласно Федеральный закон от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» она провится для всех, т.е. нигде не сказано, что микропредприятия могут не проводить такую оценку. Но есть одна возможность избежать лишних трат. Согласно статьи 3 этого закона «Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников…»

Итак, заключайте с работником договор о дистанционной работе (в интернете можно найти образцы), в котором не предусмотрено предоставление рабочего места, а также графика работы. И тогда на вашем микропредприятии можно избежать процедур спецоценки на законных основаниях.

Особенности регулирования труда на микропредприятиях. Есть ли особенности ведения документооборота?

Да, для микропредприятий предусмотрены некоторые послабления, которые вступят в силу с начала 2017 года.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 348-ФЗ "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям" вводит в трудовой кодекс новую главу 48.1.

В ней сказано, что на микропредприятии можно не вести локальные акты, регулирующие трудовые отношения (но никто не запрещает и создавать такие локальные акты, если это нужно руководителю микропредприятия). Подробнее смотрите выдержку из этой главы.

Глава 48.1. Особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям
Статья 309.1. Общие положения

У работодателей - субъектов малого предпринимательства (включая работодателей - индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законом отнесены к микропредприятиям (далее - работодатели - субъекты малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям), регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
В случае, если работодатель перестал быть субъектом малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, и в сведения о нем в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства внесены соответствующие изменения, не позднее четырех месяцев с даты внесения соответствующих изменений в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у данного работодателя должно осуществляться в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, без учета особенностей, установленных настоящей главой.

Статья 309.2. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у работодателя - субъекта малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, и трудовыми договорами
Работодатель - субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и другие).

При этом для регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений работодатель - субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, должен включить в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, должны регулироваться локальными нормативными актами. Указанные трудовые договоры заключаются на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.".

Таким образом, оказывается, что трудовые договора нужно будет заключить по утвержденной типовой форме, где видимо, нужно будет предусмотреть все то, что сегодня прописывается в локальных нормативных актах. Не факт, что при числе сотрудников с десяток и более легче будет предусматривать всё в трудовых договорах и дополнительных к ним соглашениях. Возможно, издание локальных актов окажется все же удобнее.

Распространяется ли на микропредприятия новый Федеральный закон от 03.07.2016 г. №272-ФЗ?

Новый ФЗ с 1 октября 2016 года вводит штрафы за задержки или невыплаты зарплат. К тому же он требует заключения трудовых договоров вместо распространенной практики договоров гражданско-правовых (договоров услуг). Так, п4 включает в себя следующее:

«Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем,

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.»

Есть и еще один пункт в этом ФЗ 272:

"Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей."

То есть, если кто-то в вашей фирме допустил к работе человека, с которым не заключен трудовой договор, он может получить штраф (вместе с вами, если вы должностное лицо, директор).

Нигде не говорится о том, что требования данного закона не относятся к микропредприятиям. То есть на микропредприятия данный ФЗ по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда, распространяется в полной мере .